Любаша
11.02.2008 - 12:18
Четвёртый Шаг
(по брошюре "Двенадцать Шагов в Ал-Аноне. Опыт выздоровления и вопросы для работы по Шагам")
Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения
Относительно болезни алкоголизма Первый, Второй и Третий Шаги научили нас, что мы бессильны перед этой болезнью и что Сила, более могущественная, чем наша, может вернуть нам здравомыслие, если мы захотим этого. Взбираясь по ступеням вверх, мы находимся сейчас перед следующим Шагом – Шагом духовного самораскрытия. В двенадцати простых словах Четвёртый Шаг призывает нас тщательно рассмотреть себя со стороны как положительных, так и отрицательных свойств.
Повсеместно члены Ал-Анона испытали силу, предлагаемую этим Шагом. Используя коллективный опыт этих членов, мы узнаём, что имеется не один способ проведения инвентаризации в духе Четвёртого Шага. Нам постоянно повторяют, что единственным ключом к данному Шагу является действие, предпринятое с целью совершить это действие. Многие проработали этот Шаг, потому что им сказали, что это поможет выздоравливать. Другие пытались работать над этим Шагом без помощи спонсора или друга из Ал-Анона и в страхе бросали свою попытку. Обращаясь к Высшей Силе с просьбой о даровании преисполниться желанием, работая со спонсором, слушая обсуждения Четвёртого Шага на собраниях и читая литературу, одобренную всемирногй конференцией Ал-Анон, члены Ал-Анона могут продолжить это невероятное и ошеломляющее путешествие самопознания. Нам с любовью говорится, что подходить к Четвёртому Шагу нужно с добрым чувством любви к себе, честно и сбалансировано.
Решение препоручить жизнь и волю нашей Высшей Силе демонстрируется, когда мы сопровождаем его действием и оцениваем себя с нравственной точки зрения. Слово «глубоко» означает глубокое исследование. Оно несёт важный импульс и нацеливает нас на проведение расследования нашего прошлого с тщательным поиском всех личных проблем, составляющих часть нашего характера. Когда мы теряем свои ключи, мы ищем их до тех пор, пока не найдём или пока не убедимся, что они исчезли навсегда. Аналогично глубокое расследование и оценка своего характера с нравственной точки зрения должны быть такими же тщательными. Именно на данном этапе мы начинаем осознавать, как важно изложить на бумаге этот Шаг. Если перед тем, как отправиться за покупками, мы составляем список требуемых бакалейно-гастрономических товаров, то не кажется ли логичным, чтобы мы также вели документацию в столь важном деле, как личное изучение своей жизни.
Изучая формулировку этого Шага, мы переходим теперь к анализу слова «бесстрашно». Некоторые члены Ал-Анона говорят, что страх представляет собой ложное свидетельство, кажущееся настоящим. Разве погружение с головой в этот страх – не лучший способ разобраться в том, чего же мы боимся, реальности или иллюзии? Из телефонных разговоров со спонсором или знакомыми по программе мы узнаём, что ещё один способ приступить к собственной инвентаризации сводится к тому, чтобы начать составлять список наших страхов. Пока у нас нет на руках результата инвентаризации, мы не знаем, какой недостаток нашего характера препятствует нашему выздоровлению. Нам постоянно советуют: «Просто сделай это». От нас не требуется, чтобы мы сделали это совершенно, превосходно. Наступит время и можно и можно будет сделать это снова. Если мы не начнём, ничего в нас никогда не изменится. Когда же мы смело и внимательно обследуем, где мы находимся, дверь к переменам открывается.
(продолжение следует)
Любаша
12.02.2008 - 08:26
Наконец, мы переходим к заключительной части фразы «оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». Самоанализ, требуемый при бесстрашной моральной инвентаризации, - это важный шаг к осознанию нашей ответственности и нахождению пути к настоящему, оздоровляющему освобождению от физических, эмоциональных и духовных переживаний. Мы можем начать писать о событиях и людях, которые нам не нравятся или по отношению к которым мы испытываем подозрения. Письменная работа приобретает большое значение, так как лишь немногие из нас в состоянии удерживать в голове всю совокупность происшествий и всё множество людей, которые повлияли на нас. Записи нам помогают также отстраниться и стать менее предубеждёнными перед тем, как мы приступим к исследованию нашего поведения и характерных черт, которые обнаруживаются в этих записях.
Член Ал-Анона спросила, почему она должна расписывать Четвёртый Шаг, если она уже обсудила все свои личные проблемы с профессионалом. Старожил группы поделилась с ней опытом и сказала, что она тоже так думала в своё время, но затем, основываясь на руководстве со стороны спонсора, всё-таки решила начать записывать свои мысли. Она добавила, что в процессе написания она смогла удалить себя из некоторых ситуаций, а также увидела себя яснее. Она заявила, что до того она мысленно проанализировала программу Ал-Анона, воспользовавшись первыми тремя Шагами, но лишь теперь была в состоянии по-новому посмотреть не только на себя, но и на многих алкоголиков в своей жизни.
Другая опытная участница группы вспомнила, что на раннем этапе своего выздоровления она слышала, как члены Ал-Анона, делясь своим опытом, перечислили четыре ключевых М, связанных с болезнью алкоголизма: мученичество, менеджмент-контроль, манипулирование и материнская забота. Написав каждое из этих М по очереди, она начала использовать их в качестве стержня для собственной инвентаризации. Она также рассказала, что в конце концов ей удалось составить длинный список ситуаций, людей и событий, которые ей хотелось рассмотреть повнимательнее. Она пометила каждый пункт в списке плюсом или минусом, чтобы обозначить своё отношение к тому, как этот пункт повлиял на её жизнь.
(продолжение следует)
Любаша
17.04.2008 - 11:47
Ал-Аноновский Спутник прогресса (Blueprint for Progress) – это инструмент, который многими членами Ал-Анона используется для начала своей инвентаризации, а также в качестве измерительного инструмента.
Один спонсор пишет: «Я поощряю тех, кто выбрал меня спонсором, на ежегодную покупку Спутника прогресса. Затем я сажусь с ними и помогаю им сравнить записи текущего года с записями года прошедшего. Большинство испытывают крайнее удивление и прямо впадают в экстаз при виде своего роста и степени выздоровления. Это приносит удовлетворение не только им. Я также испытываю приятное чувство, осознавая, что наступит время и они передадут эту технику самоизучения кому-то, для кого уже они будут спонсорами».
Он подчёркивает, что они растут только тогда, когда отвечают на вопросы в форме тщательно обдуманного повествования. Ответы типа «да» или «нет» не раскрывают душу, не дают глубокой оценки и не являются бесстрашными.
В 1989 г. Алатин выпустил пособие «Четвёртый Шаг и инвентаризация в Алатине», которое используется на собраниях как Ал-Анона, так и Алатина. Предлагаемый путь изучения требует определённых усилий, но не создаёт перегрузок. Участникам процесса изучения рекомендуется нарисовать свои чувства. На взрослого, который включил это пособие в арсенал средств, помогающих тщательной собственной инвентаризации, может подействовать как ушат холодной воды предложение нарисовать, как он или она представляет себе каждую из основных тем нравственной оценки: отношения, самоуважение, любовь, ответственность, чувства и взаимоотношения. После обсуждения с подростком, участником группы Алатин, взрослый узнаёт, что руководство просто предлагает «нарисовать» свои чувства, но оно не требует, чтобы вы стали художником или выполнили это идеально.
Одна из женщин, спонсоров Алатина, делясь опытом, говорит, что при работе с молодыми людьми легче всего прорабатывать этот Шаг, исходя из того, чтобы «быть проще». На собрании группы, работающей над Четвёртым Шагом, просят взять лист бумаги и сложить его пополам. На одной половине спонсор предлагает перечислить свои ценные качества, всё хорошее, что они знают про себя. На другой половине спонсор предлагает перечислить недостатки своего характера. Она предлагает проследить, чтобы по длине оба списка совпадали. Таким вот образом подростки начинают совершать Четвёртый Шаг, и, если в каком-то месте кто-то из них застревает, их поощряют на разговор с личным или групповым спонсором. Спонсор Алатина заявила, что в такой атмосфере любви предлагаемый способ прохождения Четвёртого Шага довольно прост, но основателен. Она добавила, что он годится также и для взрослых в Ал-Аноне.
При изучении Первого Шага мы узнали, что не мы были причиной болезни алкоголизма и что мы не можем контролировать её и не можем вылечить от неё. Кроме того, мы начали разбираться в том, какой вклад в протекание болезни мы вносили своими действиями. Некоторые из наших действий были достойны восхищения и оправданы, другие ставили нас в неловкое положение и, с нашей точки зрения, были непростительны.
Некоторые члены Ал-Анона нашли, что проще всего разделить отдельные происшествия, ситуации и взаимоотношения с помощью перечисления этих действий в Четвёртом Шаге в колонках:
причина, контроль, лечение и вклад (примечание переводчика: по-английски эти четыре слова начинаются с одной буквы С – cause, control, cure, contribution).
Был(а) ли я причиной появления проблемы?
Как я пытался(лась) контролировать её?
В моих ли силах излечить от неё?
Вносило ли данное конкретное действие вклад в проблему?
Каждое действие может фигурировать только в одной или двух колонках из четырёх. Пятую, заключительную, колонку можно озаглавить «Примечания». В этом разделе многие участники перечисляют имена людей, вовлечённых в указанные ситуации, и пишут, в чём проявилось влияние взаимоотношений с этими людьми. Другие члены Ал-Анона пишут в пятой колонке о том, чем отличалось бы их поведение, случись такая ситуация сегодня, когда они могут воспользоваться средствами Ал-Анона.
(продолжение следует)
tata57
27.04.2013 - 09:17
При выполнении любых письменных заданий полезно руководство спонсора или члена Ал-Анона, которые уже прорабатывали этот Шаг. Хотя в Ал-Аноне нет специально написанных правил или инструкций по тому, как изучать этот Шаг, опыт идущих впереди неоценим для успеха наших собственных усилий. Изучение Литературы, Одобренной Всемирной Конференцией (ЛОВК) Ал-Анона, также позволяет найти средства и полезные советы для работы над Четвертым Шагом.
Жтзнь рядом с болезнью алкоголика может разрушить чувство собственного достоинства. Часто больные члены семьи то и дело отмечают наши промахи и недостатки, в результате чего нам страшно приниматься за нравственную инвентаризацию. Однако цель Четвертого Шага иная. Если мы преодполагаем оценить себя только с точки зрения наших недостатков, целесообразно вернуться к первым трем Шагам с тем, чтобы принятие и доверие к помощи Высшей Силы возросли и мы подошли бы к Четвертому Шагу с любовью и благожелательностью, честно и сбалансировано. Самое главное, чтобы наша инвентаризация включала как наши положительные качества, так и изъяны характера.
_____________
tata
tata57
27.04.2013 - 09:31
На собраниях часто говорится, что слова «логическое обоснование» и «оправдание» могут быть как нашими лучшими друзьями, так и нашими злейшими врагами. Мы модем открыть, что, используя логические обоснования, мы возлагали вину за все наши трудности целиком на алкоголика и оправдывали себя. Возможно, мы интуитивно осознавали наши собственные недостатки и не догадывались о достоинствах. Самодовольное оправдание не является более приемлемой уважительной причиной. Если мы считаем, что не обладаем мужеством, мы можем обратиться к нашей Высшей Силе даровать нам его, а нашему спонсору или знакомому по программе помочь помнить об этом.
_____________
tata
tata57
28.04.2013 - 07:46
Какую форму прохождения Четвертого Шага мы используем? Любую. Сделаем ли мы это в первый раз превосходно? Возможно, нет. Не имеет значения. А имеет значение, что члены Ал-Анон, выполняя первую, вторую или третью инвентаризацию, узнают новые обстоятельства о себе. Некоторые сравнивают работу на Четвертым Шагом со снятием одним за другим слоев луковицы до тех пор, пока не откроется сердцевина. Не имеет значения, как мы это делаем, а имеет значение, что мы вообще делаем это. Работа над Четвертым Шагом – это акт самолюбви, так как она помогает снять фокус внимания с алкоголика и ориентирует нас на то, чтобы мы больше внимания уделяли себе, единственному человеку, которому мы можем помочь.
Рекомендуемое заключение, завершающее собрания Ал-Анона, в частности гласит:
«Мы отнюдь не совершенны… Однако через какое-то время вы обнаружите, что, хотя не все среди нас нам нравятся, все же у вас появится совершенно особая любовь ко всем нам – такая же, какую мы сейчас испытываем по отношению к вам». Совершение Четвертого Шага дарит нам вновь найденные мужество и разрешение любить себя. Теперь дверь открыта для новых горизонтов роста и духовного пробуждения такого, какого мы еще не испытывали.
_____________
tata
Члены Ал-Анона делятся опытом, силой и надеждой
ДВИГАЯСЬ К СВЕТУ
Долгое время я думала о том, чтобы сделать Четвертый Шаг, но только думала об этом. Затем кто-то предложил мне попробовать отвечать день за днем по одному вопросу из «Спутника прогресса», Ал-Аноновского пособия по инвентаризации в духе Четвертого Шага. Эта идея показалась мне выполнимой и я начала.
Я знала, что в Ал-Аноне придают большое значение фокусированию на себя. Что особенно привлекло меня к Четвертому Шагу, так это возможность открыть те свои стороны, о существовании которых я и не догадывалась. Прослушанный на собраниях опыт других членов Ал-Анон по работе на этим Шагом послужил мне руководством и поддержкой, в которых я так нуждалась. Я услышала, что имеет смысл не торопиться в движении по программе и пройти первые три Шага перед тем, как перейти к надлежащей инвентаризации. Я слышала, что хотя этот Шаг призывает к бесстрашной оценке с нравственной оценке с нравственной точки зрения, я все еще могу испытывать некоторое чувство страха. Люди сравнивали совершение Четвертого Шага с открыванием дверей чулана, который был заперт в течение длительного времени, или с разглядыванием себя в зеркале, если я давно этого не делала. Они говорили также, что очень полезно во время прогресса самосознания положиться на спонсора или других программных людей, которым я доверяю.
Хотя «Спутник прогресса» и был одним из способов делать Четвертый Шаг, этот способ не был единственным. Некоторые члены Ал-Анона говорили, что они писали свои автобиографии и искали повторяющиеся ситуации и темы. Другие составляли список обид. При любом таком способе самое хорошее заключается в том, что я не должна была делать Четвертый Шаг в одиночестве. Я обращалась за помощью на собраниях и по телефону. Члены Ал-Анона рекомендовали замечать всякий раз, когда мои мысли подают сигнал, что мен пора, мне следует или я должна совершить некоторое действие. Они предлагали мне выяснить, служат ли моим главным интересам мои жизненные позиции и установки.
Читая литературу и прислушиваясь к опыту, которым другие делились на собраниях, я смогла увидеть результаты воздействия болезни на течение моей жизни. Пробуждаясь, я осознала, что контроль, стремление угождать людям, страх и другие несовершенства стояли на пути к моему умиротворению. Я увидела также и свои хорошие качества, которые мне нужно было признавать и уважать.
Я узнала, что для того, чтобы выяснить, кто же я на самом деле, мне больше всего требуется честность, открытость и желание. Честность позволяла сдерживаться от оправдания изъянов характера или поведения. Я не могла более оправдывать свои поступки на основании «они заслуживали такого поведения за то, что они делали со мной». Из услышанного мною следовало, что многим людям кажется трудным посмотреть в лицо своим отрицательным чертам. При максимально честном взгляде на себя я обнаружила в своей личности положительные качества, которые мне было еще труднее принять.
Для исследования своей жизни от меня требовались открытое мышление и отказ от роли судьи. Четвертый Шаг не означал, что наступило время ненависти к себе или усиленной самокритики. Программа предлагала просто взять список наименований и провести инвентаризацию, а не присваивать моим качествам ярлыки хороший и плохой. Мне не нужно было преуменьшать значение моих поступков, говоря, что они не были уж настолько плохими. С другой стороны, не нужно было и преувеличивать манеру поведения, говоря, что она всегда была плохой. Открытое мышление помогло расположить мою жизнь и мои проблемы в их истинной перспективе. Оно помогло мне разобраться в роли, которую я сама играла в создании своих трудностей. Мне нужно было взглянуть на те обстоятельства, которые держали меня, не давая двигаться вперед.
Я нуждалась в желании смотреть в лицо фактам: обстоятельствам, которые преследовали меня из прошлого, и другим вещам, которые, как выяснилось, мне не нравились. Я нуждалась в желании вернуть себе свою силу. Я нуждалась в желании испытывать надолго замороженные чувства, какими бы они ни были. Я нуждалась в желании пытаться встать на новый путь. Я также нуждалась в открытости, чтобы увидеть себя в другом ракурсе, отбросить свои роли и взглянуть на алкоголизм как на болезнь, которая повлияла на мою жизнь.
Инвентаризация по Четвертому Шагу оказалась невероятно трудным испытанием. Куда легче было бы спрятаться и изолировать себя от внешнего мира. Я могла бы продолжать не признавать неприятную и мучительную правду. Страх присутствовал все время. Я даже задавала себе вопрос, а останутся ли со мной мои близкие, если я проведу инвентаризацию. Не приведет ли это к разводу? Должна ли я противостоять людям? Буду ли я себя любить, когда это будет сделано? Склонная угождать другим людям, я чувствовала себя крайне неловко, предвидя, что рискую вызвать их неодобрение. В целях выздоровления я должна была быть готовой идти на риск вызвать чье-то неодобрение, чтобы быть довольной собой. Это означало, что вместо того, чтобы пытаться жить в соответствии с внешними критериями, мне следовало подходить к своим успехам со своей собственной манерой.
Каждый раз после проведения инвентаризации моя жизнь улучшалась в меру проявленной честности. Хотя прописывание никогда не было всесторонним, оно помогало исследовать те области моей жизни, из которых проблемы еще не ушли. Я думала, , что если я проведу безупречную инвентаризацию, мне не нужно будет никогда проводить ее повторно и я в точности и полной мере узнаю, кем я являюсь. Я ожидала получить полностью проявленной изображение себя после завершения первой инвентаризации, но так не произошло. Вместо этого, как при проявлении цветной фотографии, цвета появлялись с задержкой во времени. По мере того, как моя способность справляться с жизнью возрастала, новые участки для проявления, т.е. новые области для улучшения, привлекали мое внимание. Это не означает, что я провела свою первую инвентаризацию неправильно. Просто этот процесс отражал характер моего постепенного выздоровления. Я прожила жизнь, как бы слепой. Слишком много света, все сразу, могло бы напугать, быть чрезвычайно болезненным и нанести ущерб. Вместо этого каждая попытка продвижения вперед по программе зажигала свечу во мраке моей жизни. Каждый акт духовного пробуждения добавлял огня и освещение на моем жизненном пути возрастало.
_____________
tata
WILavr
14.04.2017 - 17:42
Замечательные посты! Всем спасибо.