[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ] - [ Чат ]
Полная Версия: Вопросы для работы по Девятому Шагу в Ал-аноне
kuler
Девятый Шаг Ал-Анона.


Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, где это могло повредить им или кому-либо другому.


Произвели прямое возмещение ущерба этим людям, когда было возможно, за исключением случаев, когда это могло причинить боль им или кому-либо другому.


Здесь приведены некоторые вопросы, которые можно задать себе или обсудить в наших группах, для того, чтобы поддержать себя, когда мы переходим к возмещению нанесенного нами ущерба.
- Каким людям в своем списке я должен(на) в первую очередь лично возместить ущерб?

-Как мне составить план того, что я собираюсь сказать при личном возмещении причиненного мною ущерба, чтобы это звучало кратко и ясно, а также чтобы удалось избежать обвинения какого-либо другого человека?

-Какие имеются у меня сомнения относительного того, не навредит ли кому-нибудь возмещение нанесенного мною ущерба? Могу ли я обсудить эти сомнения со своим спонсором? Молиться о руководстве? Написать об этом?

-Каковы мои мотивы возмещения ущерба? Хочу ли я принять все, что за этим может последовать?

-В чем различие между извинением и возмещением ущерба? Какого рода ущерб луче всего возмещается путем изменения в моем поведении?

-Могу ли я быть уверенным(ной), что не окунусь прямиком в запутанную ситуацию?

-Возмещение какого ущерба я откладываю? Почему?

-Имеется ли такой причиненный мною ущерб, возмещение которого может привести к серьезным последствиям для моей семьи, например, к потере работы или тюремному заключению? Как бы я мог(ла) использовать спонсора или доверенное лицо, чтобы помочь мне рассортировать все это?

-Кому в моем списке я не смогу никогда лично возместить ущерб? Могу ли я возместить ущерб другим путем? Могу ли я взамен сделать что-то какому-либо другому человеку?

-Какое зло я причинил(а) своим детям или ближайшим родственникам? Могу ли я теперь возмещать нанесенный им ущерб путем проявления уважения к ним как к взрослым людям?

-Желаю ли я помолиться, чтобы преисполниться желание в будущем возместить причиненный мною ущерб?

-Как я могу простить себя за все трудности, которые навлек(ла) на себя? Что я могу сделать на этой неделе, чтобы возместить ущерб, нанесенный самому/самой себе?

-Могу ли я написать себе письмо возмещения ущерба?

-Как я могу отпраздновать завершение этого Шага действия? Не забывал(а) ли я оценить и воздать должное моим добрым поступкам? Добрым поступкам других людей?
kuler
ШАГ ДЕВЯТЫЙ

Лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

Однажды КТО-ТО сравнил совершение Девятого Шага с принятием очень горького лекарства, когда после неприятной процедуры получаешь замечательное улучшение. Это трудный Шаг, он дает нам возможность реального и практического воплощения в жизнь решения возместить ущерб, нанесенный нами другим людям.

Самое важное слово этого Шага - "честно". Оно помогает избежать уклончивого пути, который мы пытаемся для себя найти, чтобы уйти от мучительных и неприятных ситуаций. Мы обязаны принести свои извинения прямо и открыто тому, кого обидели. Мы должны также со всей честностью решить для себя вопрос - возможно ли извинение или нет.

Как только мы составили СПИСОК обиженных нами лиц, мы должны найти наиболее подходящий способ искупления своих ошибок. Если это была просто необдуманная болтовня или резкое суждение, то здесь возможно простое искреннее принесение извинения.
Честное признание в том, что мы неправильно поступили, может ТОЛЬКО увеличить брешь, если мы заранее не продумаем все как следует, все мельчайшие детали. Надо принять во внимание все мельчайшие детали перед тем, как предпринять какой-то шаг по восстановлению разрушенного. Разумно будет задать себе самому ряд вопросов.

Не растревожит ли наше извинение старую, уже затянувшуюся рану? Подходящий ли это момент для возмещения ущерба? Не стремимся ли мы избежать объяснений с обиженным нами человеком из-за тoгo, что не придаем этому человеку никакого значения? С помощью наших друзей по программе мы поняли, что в этом случае наши симпатии и антипатии должны быть забыты перед лицом долга искупления вины. Ибо основной целью Девятого Шага является достижение умиротворения путем избавления от чувства вины. При работе над этим Шагом не следует забывать и о возмещении ущерба самому себе. Проблема стоит более серьезно, когда что-то, что мы сказали или сделали, послужило причиной неисправимых последствий для другого человека. В этом случае очень трудно признаться себе, даже когда мы все поняли; однако для нашего же спокойствия, необходимо выявить, что мы сделали такого, что послужило причиной ущерба.

Может быть мы слишком безответственно дали другому совет, только увеличивший его трудности, вместо того, чтобы помочь. Мы пытаемся оправдать себя: "Ведь я хотел как лучше, а он мог бы и не следовать моему совету". Такие самооправдания только снизят чувство ответственности, но не приведут нас к цели - раскаяться и искупить свою вину. Только пройдя через мучительный этап осознания того, какие последствия имели наши неверные действия, можно достичь морального спокойствия. Там, где в семье пострадали дети, их тоже необходимо внести в список тех, перед кем мы должны возместить ущерб. При этом надо многое обдумать и понять, прежде чем приступать к действиям, чтобы не наделать новых ошибок.

Нужно следовать Золотому Правилу - ни словом, ни единым поступком не отклоняясь от него - относитесь к другому человеку так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
Многие из членов Ал-Анон поняли, что среди самых важных раскаяний, которые мы должны принести - это то, что ответственность за все беды мы сваливали на алкоголика. До того, как мы стали совершенствоваться, следуя программе Ал-Анона, мы просто не могли признаться себе в том, что во многих случаях имели место и наши собственные недостатки и ошибки. Еще мы поняли, что, чтобы стать лучше, мы должны совершить переоценку всех своих действий и поступков.
kuler
Кроме того, этот Шаг показывает нам конкретный путь - как .искупить вину перед самим собой. Мы уже знаем, что рост - это постепенный процесс, и мы научились прощать себя.
Не имеет особого значения, что мы будем предпринимать, в какие связи вступать при выполнении этого Шага. Искреннее усилие по совершению доброго дела поможет нам выбрать самый правильный путь.

Обдумывая вышесказанное

Мне кажется, что Девятый Шаг предназначен специально для меня. Здесь говорится: "При совершении его все зависит от самого себя , все ключевые слова и фразы этого Шага находят прекрасное созвучие с проблемами моей жизни.
Прежде всего, я должна искренне хотеть возместить ущерб, как предлагает Восьмой Шаг, даже если я предвижу, что мои покаяния не будут приняты. Важно сделать это вне зависимости от того, буду ли я прощена или нет.
В какой форме будут сделаны мои попытки искупить вину? Может быть возможны какие-то компромиссные действия, которые не унизят меня и не поставят в затруднительное положение? Как я могу быть уверенной, что своим поступком не открою крышку короба с бедами? Одно ясно наверняка - этот Шаг является проверкой моей честности. И подобно другим шагам, он напоминает о важности смирения. Но, если сделать полную оценку этого Шага, то он подводит меня к тому, чтобы я смогла осуществить следующие три духовных Шага.
Возможно, никто не сможет полностью освободиться от прошлых грехов, но когда я осознаю свои ошибки и ощущаю желание освободиться от них - это уже движение к лучшему.

Когда я совершаю этот Шаг по отношению к моим друзьям или родственникам, это может быть не столь затруднительно - просто изменить свое поведение, быть менее придирчивым и более любящим. Иногда такой путь
очень быстро заглаживает не слишком тяжелые обиды, нанесенные в прошлом. Уже само изменение всего образа жизни служит искуплением и установлением совершенно новых отношений.

Я думаю, что очень полезно помнить, что я узнала о себе при совершении Четвертого Шага, так как я вижу теперь, что большая часть обид, нанесенных мною другим, исходит из моих недостатков и дефектов характера. Например, если я не обладаю достаточной терпимостью, я становлюсь злобной и злопамятной. Зависть или жадность могут привести к желанию нечестного превосходства над другими.
Оценив все это и предприняв усилия для исправления таких черт характера, я могу затем исправить нанесенные другим обиды. И это будет путь моего исцеления.

История из жизни к Девятому Шагу

Эту историю рассказал один из членов Ал-Анона, курировавший новичка, своего друга, который нашел ответ на свои затруднения в Девятом Шаге.
у друга была младшая сестра, которую он очень любил. Когда она подросла и вышла замуж, ее муж оказался алкоголиком. И к этому, то есть к алкоголизму вскоре пришла и сестра. Брат тогда еще ничего не знал об алкоголизме, как о болезни. Он и все близкие предпринимали все возможное, чтобы остановить супругов. Конечно, все их усилия имели неверное направление, в том числе и стремление развести пьющих. Кончилось тем, что супруги прекратили всякие отношения с родными.
Брат очень страдал, поскольку любил сестру и понимал родителей. Но он чувствовал свою беспомощность и свою вину перед сестрой.
Потом он женился. И перед ним вдруг тоже стала проблема пьянства. Пройдя тернистый путь, он все же оказался в обществе Ал-Анон. Это было истинное пробуждение! Тогда только ему припомнились все его неправильные поступки по отношению к сестре. Когда он дошел до Девятого Шага, он понял, что ему надо исправить

эти ошибки. Прежде всего, надо было найти свою сестру и узнать, что с ней. Хотя он представлял себе худшее, он решился спасать ее. Но к своему удивлению он обнаружил ее трезвой, ибо она стала членом АА. У нее было два сына, которые посещали Ал-Анон. Они выполняли свою работу по программе и помогали ей.
Она встретила брата с радостью. Она простила обиды, нанесенные ей родственниками, поскольку жила по программе АА.
Итак, то, что брат осознал необходимость исправить свои ошибки - вернуло ему сестру, восстановило их утраченную любовь и взаимопонимание. Когда дети сестры не смогли поступить в колледж, брат стал помогать им в подготовке к учебе, воспринимая их беды, как свои собственные. И в этом он нашел для себя огромное удовлетворение и радость от косвенного возмещения ущерба своей сестре.

kuler
ШАГ ДЕВЯТЫЙ Ананимных Алкоголиков

“Лично возмещали причиненный этим
людям ущерб, где только возможно,
кроме тех случаев, когда это могло
повредить им или кому-либо другому”.

Здравость суждений, тщательный выбор времени, смелость и благоразумие — вот те качества, которые необходимы для осуществления Девятого Шага.

После того как мы составили перечень всех лиц, которым мы нанесли ущерб, тщательно продумали каждый конкретный случай и прониклись правильным отношением к тому, что нам предстоит сделать, мы можем разделить всех тех, перед кем мы должны загладить вину, на несколько категорий. С одной группой лиц нужно установить контакт, как только мы обретем уверенность, что мы способны поддерживать трезвость. Среди них будут такие люди, перед которыми мы сможем лишь частично искупить свою вину, поскольку полная открытость принесет им скорее вред, чем пользу. Контакт с другой группой лиц нужно будет отложить на некоторое время, а с третьей — в силу сложившихся обстоятельств — мы никогда не сможем установить никаких личных контактов.

Обычно мы начинаем возмещение ущерба с того дня, когда присоединяемся к АА. Этот процесс начинается с того момента, когда мы сообщаем семье, что решили следовать Программе АА. Здесь редко возникает вопрос о правильном выборе момента или об осторожности. Нам хочется распахнуть двери и во весь голос поведать благую весть. Придя с первого собрания АА или прочитав книгу “Анонимные Алкоголики”, мы обычно начинаем разговор с кем-нибудь из членов семьи и с готовностью признаемся в том, что понимаем, какой ущерб нанесло наше пьянство. Почти всегда мы не ограничиваемся этим и признаем те недостатки нашего характера, которые делают жизнь с нами такой трудной. Это поведение будет резко отличаться от тех похмельных утренних пробуждений после запоя, когда мы то поносили себя, то винили семью (и весь белый свет) в своих бедах. Во время этого первого разговора достаточно самого общего признания своей вины. На этом этапе было бы неразумно возвращаться к некоторым мучительным эпизодам прошлого. Благоразумие должно подсказать нам, что не нужно торопиться. Даже если мы готовы рассказать обо всех наших проступках, даже самых худших, мы должны помнить, что нельзя покупать душевный покой за счет страданий других.

Примерно такой же подход желателен и на работе — на предприятии или в конторе. Следует сразу же наметить нескольких людей, которые знают о том, что мы пили, и на которых в наибольшей степени сказывались последствия нашей выпивки. Но даже с ними нужно быть в еще большей степени осмотрительными, чем дома, и лучше подождать несколько недель, а иногда и дольше, прежде чем начать разговор. Сначала надо убедиться в том, что мы всерьез взялись за Программу АА. Затем нужно поговорить с этими людьми, рассказать им, что такое АА и какие цели мы ставим перед собой. Мы должны открыто признать нанесенный нами ущерб и принести свои извинения. Нужно оплатить все свои долги, финансовые или иные, либо пообещать сделать это в ближайшее время. В ответ на такую искренность люди проявляют поразительное великодушие. Даже самые строгие наши критики, те, у кого есть причины быть таковыми, часто с первого же раза охотно идут нам навстречу.

Атмосфера одобрения и похвалы настолько окрыляет, что может вывести нас из равновесия, и нам захочется еще и еще раз испытать это чувство. В редких случаях возможно весьма обескураживающее нас прохладное или скептическое отношение. Оно может вызвать желание спорить или настаивать на своей точке зрения. Некоторые опускают руки и впадают в пессимистическое состояние. Но если мы основательно подготовились к этому Шагу, то, как бы к нам ни относились в ответ на наше признание, это не свернет нас с дороги к поставленной цели.

Сделав первые шаги на пути возмещения ущерба людям, которых мы обидели, мы можем испытать такое чувство облегчения, что посчитаем нашу миссию выполненной. Нам захочется почить на лаврах. Соблазн отказаться от более унизительных и пугающих нас контактов, которые нам еще предстоят, очень велик. Порой мы начинаем придумывать благовидные предлоги, чтобы откладывать эти контакты до бесконечности. Или же мы уговариваем себя, что благоприятный момент для встречи еще не наступил, в то время как мы уже упустили не один шанс, чтобы загладить причиненное зло. Давайте не будем делать вид, что проявляем благоразумие, когда на самом деле мы лишь прибегаем в уверткам.

Как только мы почувствуем, что уверенно идем по новому жизненному пути, и увидим, что своим поведением убедили окружающих в том, что меняемся к лучшему, мы должны совершенно откровенно поговорить с теми людьми, которым мы нанесли серьезный ущерб, включая и случаи, когда человек только догадывается о нашей вине, а то и пребывает в полном неведении о ней. Исключением являются те случаи, где наше признание может причинить явный ущерб. Все эти контакты могут начаться как обычные бытовые разговоры. Но если в ходе их не возникнет благоприятной для признания ситуации, мы должны собрать всю нашу храбрость и, как говорится, выложить карты на стол. Не нужно разыгрывать чрезмерное раскаяние перед этими людьми, но наша компенсация причиненного ущерба должна быть открытой и щедрой.

Только одно соображение должно останавливать нас от полного признания своей вины перед другими людьми. Оно действует там, где полное признание серьезно повредило бы тому человеку, которому мы хотим возместить ущерб. Или — что не менее важно — это может повредить каким-либо другим людям. Например, мы не можем взваливать бремя наших внебрачных связей на плечи ничего не подозревающих мужей и жен. Если обсуждение таких связей все же возникнет, давайте постараемся не нанести ущерба третьей стороне, независимо от того, что это за человек. Наша ноша не станет легче, даже если мы бездумно переложим ее на плечи других.

Многие острые проблемы возникают и в других сферах нашей жизни, где описанный принцип также сохраняет свою силу. Допустим, мы пропили большую сумму из средств фирмы, либо “заняв” эти деньги, либо подделав отчет о расходах. Если мы не признаемся в своем проступке, все может остаться незамеченным. Нужно ли признаваться во всем руководству фирмы, если мы уверены в том, что нас немедленно уволят и мы останемся без работы? Должны ли мы проявлять такую прямолинейность в возмещении ущерба лицам, перед которыми мы виновны, не учитывая интересов нашей семьи и близких? Или надо сначала посоветоваться с теми, на чьей судьбе отразится наше признание? Нужно ли обсудить этот вопрос с наставником в АА или духовником и искренне попросить у Бога помощи и руководства, одновременно решив сделать то, что мы сочтем правильным, чего бы это нам ни стоило? Конечно, на эти вопросы не существует готового ответа, который был бы правильным во всех ситуациях. Но во всех случаях необходима безусловная готовность возместить причиненный ущерб как можно скорее и в той мере, в какой это возможно в сложившихся обстоятельствах.

Самое главное — это абсолютная уверенность в том, что мы не откладываем это дело только потому, что нам страшно. Ибо готовность взять на себя всю ответственность за последствия наших прошлых поступков и, в то же время, принять на себя ответственность за благополучие других людей и составляет суть Девятого Шага.

kuler
ДЕВЯТЫЙ ШАГ


Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это .могло повредить им или кому-либо другому Девятый Шаг - это Шаг действия, в котором мы преисполняемся смирением в достаточной мере, чтобы принести извинения, если это приемлемо, людям, которым мы причинили зло. В Восьмом Шаге от нас потребовалось мужество, чтобы перечислить людей, которым мы причинили зло. Мы тщательно работали и укрепили характер, призывая свою Высшую Силу даровать мужество изменить то, что мы можем. Мы не можем переделать наше прошлое и не можем ожидать положи¬тельной реакции от тех, к кому мы будем подходить, но мы можем признать наше участие и сделать все возможное, чтобы смягчить по¬следствия наших прошлых ошибок.
После того, как мы перечислим всех людей, кому причиняли зло, задача возмещения нанесенного ущерба может показаться неразреши¬мой. Чтобы сделать ее выполнимой, мы выделяем каждый раз одного человека и одно событие. Лучше всего начинать с обращения к наше¬му списку Восьмого Шага, в первую очередь к списку «да». Работа по возмещению не очень большого ущерба помогает нам набраться му¬жества для последующего рассмотрения более сложных компенсаций. Другой способ распределить работу состоит в разделении нашего списка по категориям и выделении тех, с кем мы встречаемся регу¬лярно, тех, встречи с которыми, может быть, стоит подождать до на¬ступления подходящего момента, и тех, кому невозможно возместить нанесенный ущерб в связи со смертью или потерей связей. Члену Ал¬Анона, который при составлении списка Восьмого Шага использовал разбиение на колонки , может быть полезно добавить зак¬лючительную колонку для выбранного действия. Важно относиться к этому просто. В такой же мере важно иметь план действий. Из года в год члены товарищества, делясь своим опытом, рассказывают, что, к их большому удивлению, как только они начинали искренне стремиться возмещать ущерб, некоторые «потерянные» люди чудесным образом появлялись снова в их жизни и эти члены могли воспользоваться от¬крывшимися возможностями для возмещения.

Нам следует понимать, что при возмещении ущерба необязатель¬но приносить извинения. Имеется различие между возмещением ущер¬ба и извинением. Извиняясь, мы обычно говорим: «Простите меня,»ожидая в качестве отклика, что это извинение будет принято, нас поми¬луют или простят. Возмещая ущерб, мы можем сказать о своих ошиб¬ках и своей роли в инциденте, признавая их, а также о том, что мы исправим свое поведение в будущем. Мы можем попросить прощения, а можем не делать этого; мы можем получить, а можем и не получить позитивного отклика. Во многих случаях наше изменившееся поведе¬ние служит более убедительным возмещением ущерба, чем это могли бы сделать какие-либо слова. Если мы готовимся к определенному отклику на возмещение нанесенного нами ущерба, мы создаем себе условия для разочарования.
Какой-то ущерб нужно возмещать сразу, но в большинстве случаев мы можем делать это посредством изменения своего поведения. Фи¬нансовые компенсации часто попадают именно во вторую категорию. Будучи не в состоянии сразу вернуть наши долги, мы можем составить план их возврата. Кроме того, изменение поведения оберегает нас от совершения новых ошибок. Возмещение ущерба путем изменения на¬шего поведения может рассматриваться некоторыми как легкий выход из положения. В большинстве случаев изменение нашего поведения является единственным способом, посредством которого мы можем утвердить свое желание улучшить отношения с другими. Если мы при¬носим извинение за опоздание на работу и продолжаем приходить с опозданием, мы не возмещаем ущерба, наносимого своим поведением. Нам нужно при ходить вовремя. Возмещение ущерба требует измене¬ний в нашей установке и нашем поведении. Если человек противится возмещению нанесенного ему ущерба, мы должны продолжать делать, что от нас требуется, а затем отделиться с любовью.
Девятый Шаг призывает к личному возмещению причиненного
ущерба, кроме тех случаев, когда это могло бы нанести дополнитель¬ный вред. Нам нужно внимательно проследить, что мы не пытаемся достичь душевного покоя за счет какого-либо другого человека. Об¬
суждение со спонсором или товарищем по Ал-Анону намеченных нами путей возмещения ущерба помогает проанализировать нашу мотива¬цию и возможные последствия намеченных действий. Примером мо¬жет служить супружеская неверность. Так как все вовлеченные. люди могут быть хорошо осведомлены о ситуации, мы должны обдумать, а не вскроет ли возмещение ущерба старые раны. Мы можем начать с того, что заменим пренебрежительное отношение к нашему партнеру на заботу и любовь, вместо того, чтобы напоминать о деталях, кото¬рые вызовут дополнительную боль. С учетом интересов всех вовле¬ченных сторон непрямое возмещение через изменившееся поведение может служить наилучшим средством.
Главное состоит в том, чтобы мы, избегая дискомфорта, не укло¬нялись бы от возмещения ущерба, так как это только усилит наше чувство вины и помешает нашему выздоровлению. В некоторых слу¬чаях нам нужно перестать делать что-то, например, сплетничать, жа¬ловаться или контролировать. Во всех случаях, когда мы не уверены, по какому пути возмещения ущерба прибегнуть, мы помним, что. наша обязанность - лично возмещать нанесенный нами ущерб, кроме тех случаев, когда это могло бы причинить кому-либо зло. Подходя к ре¬шению каждой задачи, мы молимся о руководстве. Полезно позвонит своему спонсору, чтобы провести проверку наших намерений и по¬говорить о том, что у нас созрело в голове. Спонсор может помочь нам взглянуть на наши мотивы и спланировать наши действия.
как другие подходили к решению таких задач? С молитвой, здра¬вым смыслом, поддержкой со стороны других членов товарищества и осознанием того, что от нас требуется искренность при исполнении, а не совершенство исполнения. Лучше всего встретиться с человеком в спокойном нейтральном месте. В случае с членами семьи это может означать отправиться на прогулку или в поездку куда-нибудь подальше от повседневной домашней жизни. Если прямой контакт неосуществим, мы можем воспользоваться телефоном или написать письмо.
Как нам подойти к тем, кого мы по-прежнему недолюбливаем? Мы начинаем с МОлиТВЫ, обращаясь, может быть, с просьбой увидеть их такими, какими их видит Бог. Это может помочь мало-помалу отделить факты от эмоций, воображаемых или настоящих. Имейте в виду, что нам нужно возмещать ущерб, причиненный нашими действиями или бездействием, а не нашими чувствами. Если нам нужно освобо¬диться от тайных чувств, мы обсуждаем это со своим спонсором или иным товарищем, которому не будет нанесен дополнительный вред. Во имя наших будущих встреч с неприятным человеком нам предлагается принять его, быть с ним вежливым и проявлять по отношению к нему уважение. Как это ни удивительно, наши собственные чувства станут мягче, когда мы позволим нашему чувству обиды покинуть нас.
Часто возмещать ущерб труднее тем, кто ближе всего к нам. Обычно обязательство изменить со временем поведение и относиться терпимо к себе и другим людям дает в конце концов положительные результаты. Если мы хотим восстановления доверия, мы должны зас¬лужить его. Некоторые действия не могут не быть сделаны нами. Если в своем расстройстве и ожесточении мы пренебрегали теми, кого любим, мы не можем изменить наше прошлое поведение, но можем сегодня проявить больше внимания и больше любви.
Косвенное возмещение ущерба тем, кто умер или недоступен, мож¬но осуществлять, делая добро членам их семьи, уделяя время или жертвуя деньги на подходящие благотворительные цели или обращаюсь с другими людьми так, как мы бы хотели обращаться с ушедшими. Некоторые из нас находят полезным написать такому человеку письмо и про читать написанное Богу или этому человеку в определенном мес¬те, которое напоминает нам о нем. Член Ал-Анона поделилась, что одним из путей возмещения ущерба. который она нанесла своим пове¬дением при воспитании своих детей, было ее согласие стать спонсором Алатина. Она утверждала, что благодаря самопознанию, приобре¬тенному в процессе выздоровления, она была в состоянии делиться с подростками и слушать их с пониманием.
Наконец, имеются взаимоотношения, которые создают наиболь¬шие проблемы. Речь идет о людях, которых мы любим и которые причинили нам зло или считают вредным для себя все, что бы мы ни делали. Когда мы приступаем к возмещению ущерба в этих случаях, нам нужны в качестве существенных средств честность, чувство меры и реализм. Если мы склоняемся к самооправданию, нам может пона¬добиться вспомнить Золотое Правило, которое призывает нас отно¬ситься к другим людям так, как мы бы хотели, чтобы они относились к нам. В тех случаях, когда мы не следовали этому правилу, нам нужно возмещать ущерб. Возмещение ущерба должно соответствовать ситу¬ации. Если в уличном движении мы подрезали чью-либо машину, тонам, по-видимому, лучше собраться и ехать с большим вниманием и уважением, чем последовать за обиженным водителем и извиниться перед ним.
В Девятом Шаге мы узнаем, что, используя здравый смысл, под¬ходящий расклад времени, своего спонсора, мужество и духовную веру, мы можем достигнуть намеченной цели. Используя все средства, о которых мы узнали в предыдущих Шагах, мы приходи м к пониманию того, что, сбросив груз старых ошибок, мы приобрели свободу продол¬жить наше путешествие к Десятому Шагу.

Члены Ад-Ан она делятся опытом, силой и надеждой

истинное взаимоотношение


Несколько человек из АА, выполняя Двенадцатый шаг зашли к мужчине, который скоро должен был стать моим уже бывшим мужем. Моя подруга сказала, что для меня также имеется программа, которая может помочь мне. Так как я бьла готова услужить другим людям, то не смогла ответить ей, что не нуждаюсь ни в какой помощи. Моя позиция сводилась к словам: «Это его проблема.» Тем не менее; я возместила подруге 50 долларов, чтобы она проехала 25 миль ко мне и мы смогли посетить собрание Ал-Анона, которое проводилось в четы¬рех кварталах от моего дома. Мне не хотелось идти одной в место, о котором я не имела представления.
Темой того первого собрания, которое я посетила, был Девятый Шаг. На меня никакого впечатления не оказали ни Ал-Ан он, ни Девя¬тый Шаг. На самом деле я даже почувствовала отвращение к этому собранию. Я так прокомментировала его своей подруге: «Если эти жен¬щины надеются, что они :могут заставить меня почувствовать себя виноватой за то, что он вынудил меня сделать, пусть не рассчитыва¬ют.» Я не приобрела ничего из литературы и не записала телефонных номеров, а также никому не сообщила номер своего телефона. Я не хотела ничего из того, что там увидела.
Я так благодарна, что продолжала посещать собрания. Я ходила туда не для того, чтобы получить что-то, а скорее, чтобы чувствовать рядом плечо своей подруги. Мне казалось очень великодушным c моей стороны посещать по одному собранию в неделю. Конечно, я получала очень мало от собраний, так как мало вкладывала в них.
Тот наш брак не выжил, но выжила я!

Я давно понимала, что должна выполнить девятый Шаг по отно¬шению к своему отцу. Чтобы избавиться от него, я переместилась на расстояние в 3000 миль. Мне потребовалось много времени, чтобы возместить нанесенный мною ущерб. В последующие 10 лет основной формой возмещения ущерба, причиненного моим родителям, была по¬пытка стать такой дочкой, какой они заслуживали. Помимо этого, наве¬щая их каждый год, я также возместила многое из того, что лежало на поверхности.
Обладая чувством юмора, мой Бог способствовал переводу моего нового мужа на работу, место которой оказалось на расстоянии 90 миль от моих родителей. В течение года у меня появилась возмож¬ность узнать своих родителей и позволить им узнать меня. Они даже смогли увидеть, какой я стала благодаря этой чудесной программе. Тем не менее, все еще оставался не возмещенным один большой ущерб, нанесенный мною моему отцу. Я предпринимала несколько по¬пыток, используя подходящие условия. каждый раз происходило что-¬то, что мешало мне продолжить начатую попытку.
Однажды по дороге. домой после очередной неудачной попытки я сказала Богу, что желаю сделать это в указанное Им, а не мною, время. Затем я быстро забыла от этом. В скором времени я навестила своих родителей перед тем, как отправиться с мужем в отпуск на две недели. Неожиданно мы с папой оказались вдвоем, сидящими задней части двора, и возмещение ущерба состоялось. Мы оба заплакали. Он попросил у меня прощения, хотя этого не было в моем сценарии. Конечно же, я убеждала его, что он получил мое прощение и что груз старых ошибок сброшен. Мать подошла к месту, где мы сидели, и мой визит продолжился. Возвращаясь домой, я всю дорогу плакала и бла¬годарила Бога за это время, специально выделенное для общения сними.
Мы с мужем уехали в отпуск, но его прервал мамин телефонный звонок. У папочки произошел разрыв аорты и надежды на его выздо¬ровление не оставалось. Мы приехали в больницу за час до его кончи¬ны. После возмещения нанесенного отцу ущерба я не обмолвилась с ним ни одним словом. Мой Бог предоставил мне возможность устано¬вить с моим отцом искренние взаимоотношения, основанные на полном взаимном прощении.
Большую часть времени, проведенного в Ал-Аноне, пока не насту¬пил завершающий этап возмещения ущерба, причиненного отцу, я боя¬лась Девятого Шага. Моя Высшая Сила показала мне очень ясным образом, что Девятый Шаг не прибавит мне страхов, а принесет толь¬ко свободу. Возмещение ущерба, причиненного другим членам моей семьи, включает мои попытки быть настолько хорошей женой, мате¬рью, сестрой и дочерью, насколько я это могу. Теперь члены моей семьи знают, что они могут положиться на меня. Они могут доверять мне и любить меня, не боясь, что я использую или обижу их. С Две¬надцатым Шагом я прошла длинный путь. Я помню, что именно я сказала: «Если эти женщины надеются, что они могут заставить меня почувствовать себя виноватой за то, что он вынудил меня сделать, пусть не рассчитывают.» Кто бы подумал, что такой человек сможет испытать полное прощение?
Спасибо, что мне это было дано.



ЗРЕЛОСТЬ

Многое из того, что я услышала на моем первом собрании Ал¬Анона, не произвело на меня большого впечатления. Я была обозлена и считала себя во всем правой. К тому времени я пришла к заключе¬нию, что мир несправедлив ко мне. Я слышала: «Отпусти», но не могла даже подумать о том, чтобы ослабить хватку и отпустить ситуацию. Я могла лишиться рассудка. Душевный покой? Я не имела представле¬ния, что означает душевный покой.
Я не услышала чего-нибудь существенного, что вызвало бы мое желание вернуться в Ал-Анон.- Мне исполнил ось девятнадцать лет, я ожидала второго ребенка и сходила с ума из-за неоплаченных счетов. .Мне нужно было, чтобы кто-нибудь любил меня так, как нужно любить меня по моим представлениям. Я была не в состоянии увидеть смысл в какой-то «программе».
Теперь я знаю, что для меня было естественно выйти замуж за пьяницу. В моей жизни было так много неразрешенных взаимоотноше¬ний с пьющими людьми. Я чувствовала, что нуждаюсь в своем собственном, чтобы контролировать его. Я вышла замуж, родила ребенка и карусель продолжала крутиться. Мы с мужем были типичными взрослыми детьми алкоголиков. Я была несостоятельной матерью и несчастной женой. Мы воевали по любому поводу. Если получал ось не по-моему, я набрасывалась на своего мужа.
Я вернулась в Ал-Анон, чтобы спасти наш брак. Я стала видеть, что несу на себе такой большой груз ОТ жизни с родителями, что шанс для выживания нашего брака ничтожен. Этим грузом было то, как я общалась со своими родителями, с братьями и сестрой. Мне нужно было что-то делать со всем этим грузом, но я чувствовала себя на¬столько виноватой, что просто избегала замечать его.
Несколько месяцев я сидела на собраниях Ал-Анона, слушая и молча плача, после чего начала высказываться. Я занялась поиском образцов и идеалов поведения. Я открыла объятия Двенадцати Шагам и Традициям. Я обновила свою веру в Бога. Я начала возмещать ущерб, нанесенный семье, вся вина которой состояла в том, что она не была такой, какой я хотела ее видеть. Я молилась, чтобы увидеть реальность ситуации, а не то, что нафантазировала. Я старательно проводила инвентаризацию и включала туда свои плохие поступки. Я была по-прежнему во власти чувства вины и поэтому нашла у себя не очень много положительных качеств.
Однажды моя голова начала проясняться, но я продолжала щел¬кать переключателями. В нашей семье я была первой, кто смог легко попасть в колледж, но из высшей школы меня исключили. В результат е для своих родителей я стала величайшим разочарованием. Поэтому я наняла сиделку для наших сыновей, вернулась в вечернюю высшую школу и закончила ее. Я сделала это для себя, а также для моих родителей.
Ал-Анон стал моей радостью. Мне нравилось быть секретарем, представителем группы, готовить кофе, печь сдобу и делать все ос¬тальное. Я была своей в группе. Я совершала Шаги, писала, собирала новичков, отвечала на телефонные звонки и посещала много собраний. Я вовлекала себя в другие дела, включая УРА (Учительско-родитель¬ская ассоциация), школу, в которой учились мои дети, близлежащий район и церковь. Я никогда не говорила нет. Я была также главным перевозчиком своих родителей, так как они не умели водить машину. Именно в это время у моего отца обнаружили рак.
Я возмещала ущерб своим старикам в соответствии с той частью Девятого Шага, которая гласит «кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому». Я знала, что время, отведенное моему отцу, истекает. Я никогда не произносила слов: <<.Я люблю тебя, папа.» Я не помню, чтобы слышала такого рода слова в нашем доме, когда росла, но говорила их много раз своим собственным детям. С ними это получалось легко, но я застывала, когда думала о том, чтобы сказать то же своему папе.
Я возила его в больницу для химиотерапии и на врачебные при¬емы. Я помогала, как могла. Я освободилась от многих других обязан¬ностей, чтобы быть рядом с моими мамой и папой. Казалось, боль покидает его, когда он вместе со своими внучатами. Мои дети не имели ничего против того, чтобы играть у дедушки, поэтому я привози¬ла их туда как можно чаще. Мы так и не произнесли друг другу тех слов. Он умер вскоре после того, как мне исполнилось двадцать пять. Быть может, я не любила папу. Это могло быть причиной, почему я не говорила ему тех слов. Мне не приходилось читать, что нужно любить своих родителей. Ал-Анон помог мне увидеть реальность сво¬ей ситуации. Я могу разрешить себе освободиться от чувства вины. Я отвечаю перед Богом, и я поняла, что в чувстве вины заложена цель. Я пытаюсь не злоупотреблять им.
у нас с мамой установились нежные зрелые отношения. Видимо, она испытала облегчение после смерти папы, и я могу это понять. Мы были в состоянии говорить слова «я люблю тебя». Она ушла из жизни много лет спустя. Я посвящала ее в свою программу, но она считала, что у нее свой путь, и не видела особых причин, чтобы менять себя. Я
вижу, как много БО мне от матери, и это радует меня, а не обижает. А ведь было время, когда мне ни за что не хотелось быть рядом с нею, не говоря уже о том, чтобы быть похожей на нее. Программа Ал¬Анона подарила мне так много зрелости, но мне предстоит еще так далеко идти. У меня ведь шесть братьев и сестра, а также муж ¬алкоголик.




СВОБОДА РАСТИ

Я узнала, что личное возмещение ущерба можно производить мно¬гими способами. В некоторых случаях, когда другой человек знал, чтоя навредила ему, мне нужно было встретиться с ним лицом к лицу и попытаться улучшить взаимоотношения. Кроме того, я могла возме¬щать ущерб путем проявления доброты или внимания. Часто измене¬ние в моей позиции служило наилучшим из возможных способов возме¬щения ущерба. Еще один полезный способ - оставить открытой дверь и дать возможность взаимоотношениям постепенно развиться вновь.
Я узнала также, что возмещение нанесенного мною ущерба долж¬но сопровождаться обещанием лучшего поведения в будущем. Не мое дело, принимал ли человек предлагаемое ему возмещение ущерба или отказывался от него. От меня требовалось возмещать ущерб настоль¬ко честно, насколько это было возможно, но случалось, что другому человеку требовалось больше времени. Некоторым людям перед тем, как принять мое предложение, требовалось убедиться, что я действи¬тельно изменила свою позицию и поведение. Конечно, были и такие личности, которые не могли или не хотели принимать компенсацию, но я не несла ответственности за их решения. Изредка находились люди, которым, как мне казалось, я причинила зло, но которые ничего не знали о том, что я сделала. Я мучил ась из-за огромного вреда, кото¬рый я причинила, тогда как на них это никак не повлияло. Я еще люди принимали мою компенсацию, от этого мне, конечно, становилось хорошо, но я все же должна была осознать, что принятие происходило в установленное Богом, а не мною, время.
Попутно я должна была возмещать ущерб за вред, причиненный самой себе. В этом мне очень помогли изменение моих установок и возросшая забота о себе. Я простила свои слабости и признала свои сильные стороны, это действительно освободило меня для дальнейшего роста.
kuler
Девятый Шаг является еще одним шагом действия и снова требует от нас продемонстрировать готовность к встрече со своим, возможно, давно забытым, прошлым. Этот Шаг требует от нас мужества представляет собой обновленный взгляд на наше намерение освободиться от вины, которую мы, возможно, ощущали вследствие боли, причиненной нами другим людям. Результаты этого Шага стоят того, чтобы рискнуть и возместить ущерб.
1. Что в вашем понимании означает «прямое возмещение ущерба»?
2. Понимаете ли вы, что сейчас нет необходимости смотреть, кто прав и кто виноват в каждой ситуации? Поясните.
Процесс прощения можно сравнить с духовной хирургией. Старые воспоминания, которые могут до сих пор оставаться болезненными, обременяют нас и мешают двигаться дальше. Они гасят нашу жизненную энергию и радость жизни. Возмещение ущерба позволяет этим воспоминаниям исчезнуть. Негативный опыт общения привязывает нас к человеку, а возмещение причиненого ему ущерба может быть сравнимо с отпусканием бабочки, зажатой в ладонях любопытного ребенка. Отпустить означает одновременно исследовать и вернуться к своему независимому и естественному состоянию. Это также дает нам возможность начать новые отношения.
1. Рассматриваете ли вы прощение как средство освобождения и исцеления от ваших болезненных воспоминаний?
Справедливость, организованность, мужество и осторожность являются теми качествами, которые потребуются нам для выполнения Девятого Шага. Разумно будет посвятить время обдумыванию того, как вы собираетесь возмещать ущерб. Нашей целью является не «купить умиротворение» за счет других людей. Предварительные размышления помогут нам выбрать подходящий момент и оградить нас от причинения дальнейшего ущерба. Вы можете также обратиться за руководством к другу, которому вы доверяете, или смиренно попросить Высшую Силу о руководстве, поддержке и готовности выполнить все, что необходимо.
1. Каково значение размышлений, предшествующих возмещению ущерба?
Девятый Шаг требует всегда, когда это возможно, производить прямое возмещение ущерба. Нам необходимо следить за тем, чтобы мы не тянули время под предлогом, что еще не настал нужный момент. У нас может возникнуть искушение пропустить наиболее унизительные или пугающие встречи или найти оправдение, чтобы уклониться от них совсем. Страх представляет собой недостаток мужества, поэтому мужество является неотъемлемой частью данного Шага. Готовность полностью принять все последствия нашего прошлого и в то же время взять на себя ответственность за благополучие других людей является квинтэссенцией Девятого Шага.
1. Как обращение к надежному и любящему другу может помочь вам обрести силу, поддержку и мужество для выполнения прямого возмещения ущерба?
2. Прежде чем начать процесс возмещения ущерба, как вы убедитесь в том, что в вас не осталось обиды или чувства собственной правоты, которые могут помешать вам извлечь значение из ваших действий по возмещению ущерба.
Возместить ущерб можно практически всем, даже тем, кто не знает о том, что вы когда-то нанесли им ущерб. В каждом слове или действии, которое не согласуется с Золотым Правилом «Поступай по отношению к другим также, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», есть повод для возмещения ущерба. Если кто-то не готов принять ваши извинения, их часть проблемы останется нерешенной, а нам для обретения спокойствия поможет Молитва об Умиротворении.
1. Опишите, как вы будете использовать молитву и медитацию перед прямым возмещением ущерба.
Когда мы задумываемся о возмещении ущерба, мы видим, что Девятый Шаг состоит из двух отдельных частей:
«ПРОИЗВЕЛИ ПРЯМОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ЭТИМ ЛЮДЯМ, КОГДА ЭТО БЫЛО ВОЗМОЖНО».
Люди, которым необходимо возместить ущерб как можно скорее и которые достижимы.
Эта группа включает в себя членов семьи, коллег, начальников или кредиторов, которым мы должны возместить финансовый ущерб. В нее могут входить как друзья, так и враги. Гораздо тяжелее войти в контакт с врагом, чем с другом, но мы увидим, что втoрoе для нас гораздо полезнее. Когда мы станем готовы нести последствия нашего прошлого, мы сможем обратиться к этим людям, признать свою неправоту и возместить нанесенный нами ущерб или принести извинения. Щедрая реакция людей на нашу откровенность часто будет удивлять нас. Даже наши самые жесткие и справедливые критики при первой же нашей попытке пойдут нам навстречу.
1. Кто из вашего списка Девятого Шага попадает в данную группу?
2. Проверьте, не нанесет ли вреда ваша откровенность кому-либо из тех, кому вы планируете возмещать ущерб.
Ситуации, природа которых такова, что мы никогда не сможем произвести прямое личное возмещение ущерба.
В таких ситуациях задействованы люди, которые больше не являются частью нашей жизни или которые уже умерли. В этих случаях непрямое возмещение ущерба может стать для нас подходящим способом исправить расставить все по своим местам. Мы можем произвести непрямое возмещение ущерба посредством молитвы или написанив письмо, как если бы действительно общались с этим человеком. Непрямое возмещение ущерба можно также выполнить, сделав добро чьему-либо ребенку или родителю того человека, которому мы хотим возместить ущерб, но который уже не нуждается в нашей заботе. Мы можем возместить ущерб нашим взрослым детям, выражая уважение к ним и отнoсясь к ним как к взрослым, поддерживая наше собственное выздоровление, а также становясь здоровыми и счастливыми взрослыми людьми.
1. Кто из вашего списка Девятого Шага попадает в данную группу?
2. Проверьте, не нанесет ли вреда ваша откровенность кому-либо из тех, кому вы планируете возместить ущерб.
3.
«ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ СЛУЧАЕВ, КОГДА ЭТО МОЖЕТ ПРИЧИНИТЬ БОЛЬ ИМ ИЛИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ».
Люди, которым мы можем произвести лишь частичное возмещение ущерба, так как полное возмещение может повредить им или другим людям.
Эти люди могут являться нашими супругами, бывшими возлюбленными, партнерами по бизнесу или друзьями. Нам следует проанализировать возможный вред, который мы можем нанести им, если произведем полное возмещение ущерба. Это особенно справедливо в ситуации, когда имела место супружеская измена. Возмещение ущерба в этом случае может нанести непоправимый вред всем взадействованным лицам. Даже в случаях, когда о проблеме можно говорить, нам следует избегать причинения вреда третьим лицам. Мы не уменьшаем бремя нашей вины, добавляя тяжести крестам, которые несут другие люди. Возмещение ущерба за неверность может быть произведено косвенно, изменением поведения, или более искренней нежностью и вниманием к человеку, который пострадал от нашей неверности.
1. Кто из вашего списка Девятого Шага попадает в данную группу?
2. Проверьте, не нанесет ли вреда ваша откровенность кому-либо из тех, кому вы планируете возместить ущерб.
В тех случаях, когда возмещение ущерба грозит серьезными последствиями, например потерей работы или тюремным заключением, или каким-либо другим видом ущерба вашей семье, каждому из нас следует тщательно взвесить свое решение. При возмещении ущерба нас должен останавливать не страх за себя, а именно забота о том, чтобы не причинить вреда другим людям. Если мы решили отложить возмещение ущерба из чувства страха, мы делаем плохо самим себе. Мы отложим наш рост, откатимся назад, станем эмоционально больны и возможно вернемся к старым шаблонам поведения.
1. Кто из вашего списка Девятого Шага попадает в данную группу?
2. Проверьте, не нанесет ли вреда ваша откровенность кому-либо из тех, кому вы планируете возместить ущерб?
Ситуации, когда следует отложить возмещение ущерба
В этих случаях может быть полезным сопоставить свое мнение относительно ситуации с мнением другого человека. Неразумно возмещать ущерб тому, кто до сих пор страдает от несправедливостей, которые мы совершили. В случаях, когда наши собственные раны еще не затянулись, разумным будет проявить терпение. Мы знаем, что ущерб должен быть возмещен немедленно, тем не менее мы должны спланировать время так, чтобы мы смогли извлечь из этого опыта рост и выигрыш.
1. Кто из вашего списка Девятого Шага попадает в данную группу?
2. Проверьте, не нанесет ли вреда ваша откровенность кому-либо из тех, кому вы планируете возместить ущерб?
Когда вы начинаете процесс возмещения ущерба, обратите внимание на то, чтобы не путать извинения с возмещением ущерба. Извинения в некоторых случаях необходимы, но они не являются возмещением ущерба. Принося извинения, мы склонны чрезмерно вдаваться в объяснения, и это не так эффективно, как просто изменить свое поведение. Возмещение ущерба проходит по-другому. Мы можем тысячу раз извиняться за свои опоздания на работу. Но это не устранит опозданий. Появление на работе вовремя является переменой поведения, и, следовательно, может считаться возмещением ущерба.
1. Перечислите два примера, в которых проявляются различия между извинениями и возмещением ущерба.
Случающиеся время от времени эмоциональные или духовные рецидивы, или «срывы» нужно разбирать сразу, не откладывая на потом. Когда такие рецидивы случаются, мы должны воспринимать их как сигнал о том, что мы что-то забыли. Возможно, мы перестали препоручать нашу волю Высшей Силе и нам следует вернуться к Третьему Шагу, или мы пропустили какую-то часть нашей нравственной инвентаризации, и нам необходимо вернуться в Четвертому Шагу, или у нас остался недостаток характера, которые мы не готовы отпустить, и нужно вернуться к Шестому Шагу.
1. Приведите примеры недавних «срывов» и того, что вы предпринимали, чтобы выйти из них.
2. Какие дефекты характера вызывали эти «срывы»?
В действительности вся Двенадцатишаговая Программа представляет собой циклическое явление, помогающее постепенно совершенствоваться. Многим из нас необходимо регулярно прорабатывать Шаги в течение всей жизни. Пройдя Шаги первый раз по порядку, вы можете чередовать их при повторах. По мере того, как мы растем духовно, мы можем опираться на них как на один из основных факторов исцеления и духовного пробуждения.
1. Какие сомнения появляются у вас, когда вы рассматриваете Шаги как процесс всей жизни?
Возмещая ущерб, нанесенный нами другим людям, мы можем также произвести «капитальный ремонт» и своей собственной жизни. Если мы делаем это тщательно, мы скорее всего обнаружим, что к нам вернулось умиротворение, а ненависть, вина и обиды исчезли. Мы ощутим удовлетворение, когда сможем признать, что мы честно выполнили все от нас зависящее, чтобы возместить весь материальный, моральный и духовный ущерб, нанесенный нами нашим ближним.
1. Были ли у вас трудности при выполнении этой задачи? Как вам удавалось преодолеть сопротивление, если оно у вас было?
Важное значение Девятого Шага очевидно. Он помогает нам наконец искоренить мысли о прошлом и начать жить настоящим. Мы получили возможность уравновесить плохое хорошим, и это позволит нам ощутить удовлетворение самим собой. Как бы ни было трудно возмещать ущерб и заменять наше горе счастьем, радость, которую мы пытаемся дать, не сравнится с чувством удовлетворения от Шага.
1. Замечаете ли вы, что Пятый и Девятый Шаги одинаково трудны, но при этом очень важны в вашем выздоровлении?
Теперь мы подошли к моменту, когда мы можем восстановить нашу самооценку и достичь единства с самим собой и с окружающими, научиться принимать себя и уважать себя и находиться в гармонии с Богом и со своим внутренним миром.
1. Применительно к нашему списку Девятого Шага, оцените, сколько времени вам понадобится для завершения личного возмещения ущерба?
УПРАЖНЕНИЕ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩИМ
Ниже приведены мысли и процедуры, выработанные на основе полезного опыта людей, писавших список Девятого Шага и возмещавших ущерб по Девятому Шагу.
ОТНОШЕНИЕ
А. Быть готовым относиться к себе с любовью и простить себя и человека, которому вы возмещаете ущерб.
Б. Знать, что вы хотите сказать, и стараться не задеть человека вашими высказываниями.
В. Взять на себя ответственность за то, что вы намерены сказать.
Г. Быть готовым принять последствия.
Д. Не ожидать от другого человека конкретной реакции.
Е. Преисполниться желанием препоручить ваши отношения Богу.
ПОДГОТОВКА
А. Уделить время молитве и медитации. Если вы злы или расстроены, отложите возмещение ущерба и еще раз проработайте инвентаризацию по Четвертому Шагу.
Б. Не усложняйте. Не нужно вдаваться в детали и объяснения.
В. Помните, что возмещение ущерба себе не затрагивает роль другoгo человека в данной ситуации.
Г. Выразите желание возместить ущерб, попросите разрешения. Например:
«Я работаю по программе, которая предполагает осмысление нанесенного мной ущерба другим людям и принятие ответственности за свои действия. Я хочу возместить тебе ущерб. Ты не против, если я это сделаю?»
ПРИМЕР ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА
А. Я испытывал(а) (страх, обиду, покинутoсть, и т.д.), когда между нами произошло __________. Я прошу тебя простить меня за __________ (нанесенный ущерб) и за другие действия, мысли, слова или поведение, которые я допускал в прошлом и которые могли ранить тебя. Я не хотел причинить тебе боль, и я прошу тебя простить меня.
Б. Я хочу возместить тебе ущерб за ____________. За все слова, которые я произнес из (страха, небрежности, и т.д.) или будучи в неадекватном состоянии. Я прошу тебя простить меня.
1. Выберите человека, которому вы хотите возместить ущерб и который попадает в одну из следующих категорий.
А. Кто-либо, кому необходимо возместить ущерб в первую очередь.
Б. Кто-либо, кому вы можете возместить ущерб лишь частично.
В. Кто-либо, находящийся в ситуации, заставляющей отложить возмещение ущерба.
Г. Кто-либо, с кем вы никогда не сможете встретиться лично.
1. Перечислите способы, с помощью которых вы можете возместить ущерб.
УПРАЖНЕНИЕ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА САМОМУ СЕБЕ
Ниже приведены рекомендации по возмещению ущерба самому себе.
ОТНОШЕНИЕ
А. Быть готовым любить и прощать себя.
Б. Знать, что вы хотите сказать и принять ответственность за свои действия.
В. Отказаться от необоснованных ожиданий в отношении себя.
Г. Преисполниться желанием препоручить себя Богу.
ПОДГОТОВКА
А. Уделите время молитве и медитации. Если вы злы или расстроены, отложите возмещение ущерба и еще раз проработайте инвентаризацию по Четвертому Шагу.
Б. Не усложняйте. Не нужно вдаваться в детали и объяснения.
В. Помните, что ущерб вы возмещаете себе, и не волнуйтесь за людей, вовлеченных в данную ситуацию.
ПРИМЕР ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА
А. Я испытывал (а) (страх, обиду, покинутoсть, и т.д.), когда произошло __________. Я прощаю себя за __________ (нанесенный ущерб) и за другие действия, мысли, слова или поведение, которые я допускал в прошлом в отношении себя и которые могли нанести мне вред.
Б. Я хочу возместить себе ущерб за ____________. Я прощаю себя за все слова, которые я произнес из (страха, небрежности, и т.д.) или в результате неадекватности.
1. Напишите себе письмо по Девятому Шагу, используя приведенные выше упражнения.
2. Что вы чувствуете после написания такого письма?
Sidorovich
Продолжаю...
Девятый Шаг Ал-Анона.


Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, где это могло повредить им или кому-либо другому.


Произвели прямое возмещение ущерба этим людям, когда было возможно, за исключением случаев, когда это могло причинить боль им или кому-либо другому.


Здесь приведены некоторые вопросы, которые можно задать себе или обсудить в наших группах, для того, чтобы поддержать себя, когда мы переходим к возмещению нанесенного нами ущерба.
- Каким людям в своем списке я должен(на) в первую очередь лично возместить ущерб?
Себе
Маме
Сыну
Мужу

-Как мне составить план того, что я собираюсь сказать при личном возмещении причиненного мною ущерба, чтобы это звучало кратко и ясно, а также чтобы удалось избежать обвинения какого-либо другого человека?
Себе
Честно и открыто осознаю что принося вред себе созависимостью и курением просто признаю.
Маме - я украла у неё деньги в детстве, сказать ей об этом нет сил сейчас, просто прошу прощение .
Сыну - уронила его и никому не сказала, сказать не поймёт - прошу прощения сын мой дорогой
Мужу , измена неуважение - прошу прощение с изменой покаялась больше не повторяю
Неуважение - учусь и стараюсь действием

-Какие имеются у меня сомнения относительного того, не навредит ли кому-нибудь возмещение нанесенного мною ущерба? Могу ли я обсудить эти сомнения со своим спонсором? Молиться о руководстве? Написать об этом
Я молюсь о руководстве.?

-Каковы мои мотивы возмещения ущерба? Хочу ли я принять все, что за этим может последовать?
Чтобы вина и стыд меня перестал грызть , чтобы убрать эту преграду между нами. Я принимаю и сейчас все последствия.

-В чем различие между извинением и возмещением ущерба? Какого рода ущерб луче всего возмещается путем изменения в моем поведении?
Неуважение честность забота только через поведение
-Могу ли я быть уверенным(ной), что не окунусь прямиком в запутанную ситуацию?
Не уверена

-Возмещение какого ущерба я откладываю? Почему?
Неуважение я не знаю что мне мешает, наверное страх что он меня будет унижать и издеваться.

-Имеется ли такой причиненный мною ущерб, возмещение которого может привести к серьезным последствиям для моей семьи, например, к потере работы или тюремному заключению? Как бы я мог(ла) использовать спонсора или доверенное лицо, чтобы помочь мне рассортировать все это?
Нет

-Кому в моем списке я не смогу никогда лично возместить ущерб? Могу ли я возместить ущерб другим путем? Могу ли я взамен сделать что-то какому-либо другому человеку?
Другим путём, мужу это прохождение учебы в исс
-Какое зло я причинил(а) своим детям или ближайшим родственникам? Могу ли я теперь возмещать нанесенный им ущерб путем проявления уважения к ним как к взрослым людям?
Зла преднамеренного не причиняла

-Желаю ли я помолиться, чтобы преисполниться желание в будущем возместить причиненный мною ущерб?
Да я молю Господа чтобы простил мне этот вред и дал мне возможность его исправить.

-Как я могу простить себя за все трудности, которые навлек(ла) на себя? Что я могу сделать на этой неделе, чтобы возместить ущерб, нанесенный самому/самой себе?
Я принимаю эту тягость не бегу от него, с помощью практик прощаю себя
-Могу ли я написать себе письмо возмещения ущерба?

-Как я могу отпраздновать завершение этого Шага действия? Не забывал(а) ли я оценить и воздать должное моим добрым поступкам? Добрым поступкам других людей?
Я устрою праздник и буду радоваться и благодарить Господа.
Здесь расположена полная версия этой страницы.