[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ] - [ Чат ]
Полная Версия: Материал по 10 шагу
kuler
ДЕСЯТЫЙ ШАГ

Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Десятый Шаг - это начало того, что некоторые члены товарищества относят к Шагам поддержания. Другие называют их Шагами непрерывного роста. Десятый Шаг помогает нам в нашей повседневной жизни сохранять в рабочем состоянии принципы и инструменты предыдущих Шагов. Чтобы поддерживать наш духовный покой и про¬должать расти, мы продолжаем свою инвентаризацию и возмещение ущерба другим людям.

Если мы тщательно и честно работали над Шагами с Первого по Девятый, у нас начался процесс расчистки многого из того, что было повреждено в нашем прошлом. Мы препоручили дефекты нашего ха¬рактера своей Высшей Силе и теперь предпринимаем постоянные усилия для изменения нашего старого поведения в лучшую сторону. Мы начали заботиться о себе и своих потребностях; вместо того, чтобы бесконтрольно реагировать на жизнь и на нашего алкоголика, мы действуем в своих собственных интересах. С помощью Десятого Шага мы пытаемся сохранять свое хорошее состояние и не скатываться опять к разрушающим нас манерам поведения. Вероятность такого скатывания особенно велика во время стресса, когда вполне естественно отступить к старому поведению круговой обороны. Процесс выздоровления не излечивает нас от всех человеческих несовершенств и не избавляет от всех огорчений в нашей жизни. НО он предоставляет нам инструменты, помогающие справляться с нашими проблемами и по¬стоянно работать над улучшением себя.

Имеется много путей продолжения нашей инвентаризации. Члены товарищества, делясь опытом, говорят, что считают полезными три типа самоанализа: выборочная проверка, ежедневная проверка и про¬верка, рассчитанная на длительный отчетный период. Выборочную про¬верку можно провести в любое время дня, как только мы почувствуем, что ЧТО-ТО не так. В таком случае мы можем сразу взять на себя ответственность за свое участие хoтя бы тем, что остановимся на миг, чтобы признать проблему и задать себе вопрос, а не можем ли мы поступить иначе.

Мы не в состоянии отловить каждую ошибку при ее совершении, но ежедневная проверка может помочь нам стать более сведущими в осознании и изменении нашего поведения. каждый вечер в течение нескольких минут мы можем делать обзор дня для уяснения как поло¬жительного, так и отрицательного опыта. Некоторые из нас пред¬почитают превратить это в часть ритуала, завершающего день наподо¬бие того, как мы чистим зубы. Это не означает длительного письмен¬ного анализа, а может быть сделано мысленно или, возможно, путем написания пары живых фраз о том, что прошло хорошо, и о том, что мы могли бы улучшить. Мы можем запланировать на следующий день возмещение ущерба, причиненного какой-либо ошибкой. Если мы по¬просили о даровании мужества и готовности выполнить свою часть работы, то после этого мы можем решить, что пора готовиться ко сну, чтобы начать следующий день с ясной головы. Те же, кто лучше чувствуют себя утром, предпочитают совершать «переучет» как часть утреннего ритуала, возможно, по дороге на работу или при регулярном телефонном разговоре с нашим спонсором в определенное время.

Периодически у нас может появляться желание провести более
детальный самоанализ. Инвентаризация, проводимая раз или два раза в год и обсуждаемая с нашим спонсором, может помочь нам работать с нашими чертами характера, скрытыми глубже, и рассмотреть новые качества, которые появляются по мере нашего духовного развития. Такого рода инвентаризация может напомнить нам, что нужно вознаг¬раждать себя за достигнутый прогресс, который мы не замечаем на уровне повседневной жизни. Иногда мы проводим довольно подробный самоанализ, используя брошюры «Спутник прогресса», «Четвертый Шаг и инвентаризация в Ал-Аноне» или «Четвертый Шаг и инвентаризация в Алатине». Мы можем просмотреть наш первоначальный инвентаризационный список. Временами мы сосредотачиваемся только на одной определенной сфере нашей жизни. Каждый раз, когда мы обновляем наше обязательство продолжать исследование самих себя, мы растем духовно. Если мысль о том, чтобы измениться, пугает, мыобнаруживаем, что страх ослабевает при приложении ежедневных про¬стых и честных усилий.

Как и при работе над Четвертым Шагом, очень важно, в дополне¬ние к ошибкам, которые мы могли совершить, включить в список и то, что мы делали хорошо. Мы можем спросить себя, в чем видим улуч¬шение в своем поведении или какие наши положительные качества проявились. А может быть, наберется много дней, в течение которых мы хорошо справлялись с собой и не проявляли ничего из наших ста¬рых манер поведения!

Вторая часть Десятого Шага гласит, «...когда совершали ошибки, сразу признавали ЭТО.» Продолжение процесса признания наших оши¬бок и, при необходимости, возмещения ущерба, нанесенного себе и другим, позволяют нам оставаться смиренными и принимать других людей такими, какие они есть. Дисциплинированно делая это снова и снова, мы можем вспомнить древнее изречение: «Человеку свойственно ошибаться, Богу - прощать.» И наша человечность, и наша духов¬ность возрастают, когда мы принимаем и прощаем ошибки, свои и чуже. Мы открываем, что нам становится легче, когда мы не счита¬ем, что всегда должны быть правы. Мы можем позволить другим людям получать пользу и терпеть последствия их собственных реше¬ний. Нам становится все комфортнее и комфортнее с тем человеком, которым мы являемся.

Работая над Десятым Шaгoм на регулярной основе, мы продолжа¬ем обращаться к своей Высшей Силе за помощью. Анализируя прожитый день, мы признаем свои недостатки перед Богом, преисполняемся желанием и затем смиренно просим Бога избавить нас от них. Мы составляем список людей, кому мы причинили зло, И подходящим образом возмещаем причиненный ущерб. Проводя анализ в рамках Десятого Шага, мы в действительности пользуемся всеми предыдущими Шагами, не забывая относиться к себе с сочувствием и любовью. Так как мы испытали боль и страдание, обусловленные нашими недостатками, мы не хотим возвращаться к их проявлению. Мы продолжаем работать по программе, как если бы от нее зависело качество нашей жизни - а это так и есть!

Завершение Шагов с Четвертого по Девятый не дает гарантий, что теперь в нашей жизни наступит полный душевный покой и мы освободимся от проблем. Временами мы можем чувствовать себя так, как будто мы вернулись в наш первый день Ал-Анона и все до единого дефекты характера не претерпели изменений. Работа над Десятым Шагом помогает нам удлинять промежутки между плохими временами. Продолжение самоанализа сохраняет нас от накопления груза ошибок и поддерживает наше духовное, эмоциональное и физи¬ческое здоровье, чтобы нам было легче справляться с неприятными моментами в нашей повседневной жизни.

Члены Ал-Анона делятся опытом, силой и надеждой


ЛУЧШЕ НЕ ВСПОМИНАТЬ

Только-только начав ходить в Ал-Анон, Я В довольно резкой форме поговорила с коллегой по работе и считала вполне оправданным то, что сказала. Вскоре я поняла, что на самом деле причинила вред ее чув¬ствам. Я поймала себя на том, что оправдываю свои действия: если она не сделает так и так, то я не буду ...; затем, слава Всевышнему, в памяти всплыл Десятый Шаг.
Внезапно я поняла, что, когда меня влечет желание найти повод и попытаться оправдать то, что я сделала, самое время воспользоваться Десятым Шагом и просто произнести: «Простите.»
Зная и применяя это на практике, я избавила себя от многочасово¬го время препровождения, когда я коплю свои обиды и заново пережи¬ваю происшествия, о которых лучше не вспомнить.
Я начисто забыла, о чем шла речь в том давнем эпизоде, но могу определенно сказать, что по-прежнему дружна со своей коллегой.


НАМ НУЖНА ЕЖЕДНЕВНАЯ ПОДДЕРЖКА

В Десятом Шаге одним из слов, которое засело в памяти, было «продолжали». Оно напомнило мне, что я начала свою личную инвен¬таризацию в Четвертом Шаге. Аналогично слова «и, когда допускали ошибки, сразу признавали ЭТО» напомнили мне о работе, которую я уже выполнила в пятом, Восьмом и Девятом Шагах. для меня все указан¬ные Шаги ассоциировались с тщательной уборкой своего дома. Но я знала, что мой дом не сохранит чистоту, если я не буду уделять какое¬-то время ежедневной домашней работе.




Опыт, приобретенный мною в девяти Шагах, привел меня к Десятому Шагу и показал, что мне требуется для того, чтобы работать над ним. В особенности мне нужно было признать свое бессилие относи¬тельно других людей. Мне нужно было поверить, что Бог может по¬мочь мне. Мне нужно было принять решение позволить своей Высшей Силе заботиться обо мне. Мне нужно было провести анализ своего поведения, чтобы я могла узнать свои хорошие черты, а также плохие. Как я узнала в Четвертом Шаге, мне было важно найти свои положительные качества, чтобы опереться на них. Когда я находила, что каких-то качеств мне не хватает, я должна была разобраться в подходящих средствах лечения. Мне нужно было признаться перед собой, в чем состояли мои ошибки, и отбросить в сторону свои оправдания и отговорки. Я не должна была брать на себя вину за действия других людей, но мне нужно было прекратить использовать других в качестве"козлов отпущения". Вооруженная этим новым пониманием себя, я должна была признать свои изъяны перед Богом и каким-либо другим человеком.

Десятый Шаг помог мне осознать, что некоторые дефекты характера все еще оказывают большое влияние на мою жизнь. Однако это не оправдывало моих ошибок, поэтому мне нужно было продолжать проверять себя, чтобы выяснить, кому я причинила зло и как мне возместить причиненный ущерб. Я с благодарностью услышала практический совет - совершать Десятый Шаг каждый вечер. Начав следовать этому совету, я почувствовала себя лучше - и мне нравится это чувство. Затем я узнала, что мне не нужно ограничивать себя и делать это только раз в день, и я начала делать также ежедневный самоана¬лиз после работы. Поступая так, я очищалась от рабочего дня, чтобы не приносить домой чувства, связанные с работой. Это научило меня оставлять за пределами дома то, что к нему не имеет отношения.
Я нашла еще кое-что, что помогает. В Двенадцати Принципах Служения я научилась определять свою главную цель в каждой конкретной ситуации и пытаться затем удерживать на ней свое внимание. В результате я начала проводить полуденные переучеты. Я очищала себя от всех контактов, которые были у меня утром. Если я причиняла зло другому человеку и из-за этого испытывала чувство вины, такое очи¬щение помогало улучшить качество второй половины дня.

В конце концов я ввела для себя другие кратковременные "окна остановки": по дороге на работу, в середине первой и второй половин дня. С течением времени я обнаружила, что автоматически анализирую свои действия, мысли и слова. Занимаясь делами и позволяя им идти своим чередом, я стала лучше себя чувствовать. Я перестала накручивать себя и считать, что заслуживаю наказания за что-то. Я ввела в действие свои инструменты.
Недавно я прочитала карточку-игру "Думай и считай до пяти", Подаренную товарищу по Ал-Анону. В ней расшифровываются первые буквы первых пяти цифр2:
Один .. Это Открытый?
Два .. Это Добрый? Это Думающий?
Три - Это Терпимый?
Четыре .. Это честный?
Пять - Это Программный?

Работа над Десятым Шаrом

Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
Некоторые члены товарищества считают полезным составить таблицу, содержащую список типичных индивидуальных слабых и силь¬ных сторон, по которому можно проводить проверку перед сном. Оказывают действие также мысленный обзор дня в хронологическом по¬рядке или письменные заметки по поводу любого события, которое вызвало чувство недовольства. Нижеследующие вопросы могут помочь развить привычку регулярного самоанализа.

В чем состоит цель Десятого Шага?
- Настроен(а) ли я на продолжение самоанализа?



Какие методы ежедневного самоанализа мне подходят?

- Что помогает мне продолжать использовать программные средства, когда жизнь становится суровой?
- Как мне не потерять терпения, когда я чувствую, что не расту достаточно быстро?
Когда у меня может возникнуть потребность провести выбо¬рочной проверку?
- Что я могу сделать с результатом моей выборочной проверки?

Во время ежедневного самоанализа я могу задать себе следую¬щие вопросы:

- Каковы основные события дня? Какие чувства я испытывал(а)? Как я с ними справлялся(лась)? Вовлекался(лась) ли я в какую-либо ситуацию, которая не име¬ла ко мне отношения?
Что помогает мне принимать себя, когда я снова и снова со¬вершаю ошибки?
Под руководством страха или веры совершал(а) я сегодня свои поступки?
Как я могу признавать свои изъяны, несмотря на гордость и страх, что это может быть использовано против меня? Озадачивают ли меня мои попытки сохранять мир любой це¬ной? Каковы мои мотивы?
как я узнаю, когда нужно возмещать ущерб, а когда этого де¬лать не надо?
Какие положительные качества я проявил( а) сегодня?
Какие отрицательные качества я проявил( а) сегодня? Как я пытался(лась) контролировать кого-либо сегодня?
- Могу ли я «позволить событиям идти своим чередом и поло¬
житься на Бога»?
Пренебрегал(а) ли я сегодня своими собственными потребнос¬тями? Как?

Был(а) ли я сегодня чрезмерно сговорчивым(ой), говоря «да», когда хотелось сказать «нет»?
Побаиваюсь ли я руководящего лица? Какого-либо человека? Почему "да" или почему "нет"?
Какие простые и доступные средства я могу использовать, что бы защитить себя?
Как я сегодня взваливал(а) на себя обязанности какого-либо другого человека?
Чего я со страхом ожидаю, когда не беру на себя дополнитель¬ную ответственность?
Если я не прав(а), сразу ли признаю это?
Что я могу сделать сегодня, чтобы позаботиться о себе?
Есть ли что-то такое, на что мне нужно направить пристальный
взгляд? Что это?
Совершил(а) ли я сегодня что-нибудь трудное или особенно хорошее? Могу ли я дать себе за это оценку?
Может ли помочь мне обсуждение результатов моего ежеднев¬ного самоанализа по Десятому Шагу с каким-либо другим че¬ловеком, например, с моим спонсором?
Какие характерные черты выявляются чаще всего при моем самоанализе?
Почему я противлюсь тому, чтобы от них избавиться?
Как изменилось мое отношение к Десятому Шагу после того, как я начал(а) следовать ему?
kuler

АНОНИМНЫЕ СО3АВИСИМЫЕ

ШАГ ДЕСЯТЫЙ

"Продолжали самоанализ и, когда были неправы, сразу признавали это"

К тому времени, как мы дошли до Десятого Шага, у многих из нас появилось ощущение некоторого успеха. Мы начали развивать наши отношения с Высшей Силой, как мы могли их понимать. Мы много узнали о своей собственной ответственности за наши прошлые беды. Мы открыли, что можем делиться своими сокровенными секретами с другими людьми. И мы возместили не который ущерб, совершив поступок, который мы с трудом могли себе представить до опыта с 12-тью Шагами. Мы были благодарны, чувствовали облегчение и, сверх того, поддержку. Возможно теперь, после всей этой работы, наша жизнь действительно улучшится.
Именно в этот момент нам было указано в направлении Десятого Шага. Некоторых из нас подавляла сама мысль о проведении постоянного исследования и возмещения ущерба и мы могли утонуть в страхе и отрицании, исключая этот Шаг, даже не осознав его. Мы узнали, что нам необходимо провести некоторое время в Анонимных Созависимых и оно отразится на прогрессе в нашем духовном и эмоциональном раз¬витии.
В начале пребывания в CoDa многие из нас чувствовали одиночество, стеснение и даже СТЬд, удивляясь, почему нам нужна программа, когда все, чего мы хотели было помочь другим, "вести представление" или спрятаться за кулисами. Многих из нас подавляла боль, которую мы несли. Мы чувствовали безнадежность и шансов на избавление или обновление было мало. Ограничивались они теми рамками, которыми мы ограничили Первый Шаг. Время шло и, по мере работы над Шага¬ми, положение, которого мы достигли в жизни, менялось.
Смысл Десятого Шага становился ясен: зачем останавливаться сейчас? У нас были личные доказательства, что перемена возможна не только для тех, кто прошел впереди нас, но и для нас самих. Также как с Четвертого по Девятый Шаги предлагали нам возможность "привести в порядок" наше прошлое, Десятый Шаг был бы средством поддерживать постоянный духовный рост. Этo позволяет постоянно про¬должать процесс движения к безусловной честности.

ШАГ ДЕСЯТЫЙ

Продолжали самоанализ ...

Те из нас, кто работал по Десятому Шагу открыли несколько пyтeй достижения его первой части. Многие из нас подводили баланс каждо¬го дня или недели, составляя список нашего актива и пассива.
Форма была проста, мы начали с того, что сделали верно. Возмож¬но, мы поддержали наше собственное чувство значимости, с достоин¬ством принимая комплементы или прося помощи, когда мы в ней нуж¬дались. Если мы оставили некоторое время для самих себя просто развлечься или мы избежали давать непрошенный совет, мы запишем в колонку "актива".
Заполнив дебит, мы тщательно исследовали мотивы каждого действия или события в этом списке. Действовали ли мы из страха, стыда или боли? Или, возможно, мы открывали новые дефекты характера.
Временами мы испытывали растерянность по поводу некоторых пунктов нашего баланса. Когда такое случалось, мы консультировались у нашего спонсора или у других членов CoDa.
Некоторые из нас обнаружили дополнительную помощь через метод "пункт проверки" . Мы применяли этот метод несколькими спосо¬бами. Если мы начинали осознавать, что нагружены страхом или оби¬дой, мы часто не хотели ждать нашего регулярного исследования, чтобы разобраться с этим. Как можно скорее мы находили подходящую возможность разобрать инцидент, чтобы выявить нашу собственную ответственность, наши реакции и чувства.
Иногда мы понимали, что могли устроить этот "пункт проверки" в СЕРЕДИНЕ трудной ситуации, мысленно избирая более здоровый вы¬ход, чем мог бы позволить наш дефект характера.
Временами казалось, нас изводили чувства страха, гнева, боли или стыда без ясного объяснения. В течение этих ситуаций мы включали первые три Шага в действие. Мы осознавали свою беспомощность над этой ситуацией и подтверждали свою веру, что Бог в силах вернуть нас в равновесие. Затем мы просили нашу Высшую Силу открыть ТО, что нам нужно было знать об этой ситуации. Обычно ответ приходил и мы могли выбрать действие, кОторое считали подходящим. Если казалось, что ответ задерживается, мы просили терпения и веры.

... и когда были неправы, сразу признавали это.

Десятый Шаг, кажется, предполагает, что мы достигли некоторого прогресса, что стали способны удерживать в руках наши жизни даже более зрело, чем мы считали возможным. "КОГДА были неправы, " напоминает нам, что не вся неприятная ситуация была создана нами. Предполагалось, что мы могли культивировать наше желание призна¬вать свои ошибки, когда недостаток был наш, и мужество установить границу, когда он лежал вовне.
Способность действовать таким образом не приходила легко. Мно¬го раз мы искали оправдания нашему поведению. Попытки рационали¬зировать или узаконить наши поступки или мотивы, ставили защиту от стыда, который мы боялись почувствовать, оказавшись несовершенны¬ми.
"Я не могy, видимо, осознать свою неправоту по отношению к
ЭТОМУ человеку. Я буду, пожалуй, выглядеть дураком." Агония разоблачения казалась подавляющей.
А иногда, мотивируясь нашими прошлыми представлениями, мы
чувствовали, что всегда были виноваты. Возможно, мы были объектом словесных атак и; что бы прекратить их, мы извинялись за про ступки, за которые мы не несли ответственности.
В любой из этих ситуаций мы могли просить помощи и у Бога, и в товариществе СоОа. Мы слушaли истории, рассказанные теми, кто уже делал этот Шаг, и узнавали, что наши страхи и замешательства не были уникальны. И, самое важное, мы попросили Бога быть с нами, когда мы возмещали подобного рода ущерб, неважно, к кому ни будь другому это относил ось или К нам.
Когда мы возвращались к нашим старым моделям созависимости, нам давалось мужество быть обходительными по отношению к самим себе. Дисциплины, которым мы учились, были (казались) нелегкими и нам было трудно расставаться со своими старыми привычками выживать. Мы Могли успокоить себя знанием, что нашей целью был прогресс, А НЕ СОВЕРШЕНСТВО.


Многим из нас СРАЗУ признавать свои ошибки также казалось невозможным. Когда мы работали над Восьмым и Девятым Шагами, мы взяли время, которое, мы чувствовали, нам понадобится на состав¬ление списка всех тех, кому мы были должны. Чтобы по- немногy достигать доверия, мы часто выбирали для возмещения ущерба первыми тех, с кем мы чувствовали себя безопаснее всего. Возмещение наиболее трудно восполнимого ущерба мы откладывали попозже.
В процессе выполнения Девятого Шага, мы обнаружили сверхза¬дачу в том, чтобы привычка своевременно смотреть в лицо своим ошибкам и признавать их стала манерой нашего поведения.
Было довольно тяжело признавать без колебаний наши проступки по отношению к другим, но как насчет беспромедлительного возмеще¬ния ущерба самим себе? Как мы могли достичь наилучшего выполне¬ния этой части Десятого Шага? Большинство из нас нашло трудным предложение помнить об этом, гораздо менее трудным оказалось реа¬лизовать это в действие.
Пробы и ошибки учили нас перво-наперво признать, что мы не
были экспертами, поддерживающими и воспитывающими самих себя. Многие из нас нуждались в большей практике определения и принятия своих границ. Некоторые из нас до сих пор не научились говорить "НЕТ". Для большинства из нас простое прекращение самоедства за каждую действительную или выдуманную ошибку, независимо малень¬кую или большую, явилось бы основным "возмещением ущерба, нане¬сенному самому себе".
В СоОа мы учились противодействовать нашему привычному са¬моистязанию обращаясь к самому себе с добротой. К примеру, когда мы замечали себя раздумывающими над нашим воображаемым недо¬статочным прогрессом в программе, мы вспоминали о том, как мы думали, чувствовали и поступали в день нашего первого собрания. Возможно, все же у нас есть некоторые улучшения. Когда мы снова и снова суетились по поводу ситуаций, которые мы не можем удержать, мы искали пути остановить наше самоизведение. Некоторые из нас просили свою Высшую Силу устранить негативное мышление. Другие устанавливали себе временные рамки. "Ты посуетился с собой уже пять минут - на сегодня время вышло."
Другим найденным нами ценным методом возмещения ущерба са¬мому себе был план развлечений. Так много в нашей жизни было потрачено на заботу о других, контроль и стремление быть серьезны¬ми, что наша детскость была задавлена и игнорировалась. Даже вы¬здоравливая, многие из нас из страха перед неизвестностью поддержи¬вали серьезность.
Десятый Шаг предложил нам возможность изменить и это. Мы могли запланировать повертеться, Постоять на голове или покорчить рожи В зеркале. Чувствуя сложности по поводу уважения к игре, боль¬шинству из нас пришлось обязать себя развлекаться и делить радость с другими. это давало нам большую уверенность в выполнении наме¬ченных действий, чем раздумья о них.
Результаты, получаемые нами благодаря работе по Двенадцати Шагам, никогда не переставали удивлять нас. В те моменты, Korдa страх, cтыд и самокритицизм прекращались, мы обнаруживали свобо¬ду от новой найденной в себе уязвимости. Жизнь принимала форму радостного ожидания захватывающих приключений.

В данный момент я проживаю свою Жизнь новым для себя способом. Продолжая открывать свое сердце и сознание понемногу, день за днем, я обнаруживаю свое Истинное Я, улучшаю свои взаимоотношения и осязаю Бога.

Завершая выполнение этих задач по внимательному отношению к своим поступкам и незамедлительно исправляя свои огрехи, мы становимся готовыми работать по Одиннадцатому Шагу.
kuler
ШАГ ДЕСЯТЫЙ

Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Все предыдущие Шаги, особенно с Четвертого по Девятый, подготавливают нас к прохождению Десятого Шага. Совершая Шаги, мы поняли важность осознания своих недостатков и признания в этом себе и другим людям. Затем мы узнали, что такое внимательное отношение к себе - наблюдение за мотивами своих поступков и объективная их оценка - должно стать постоянной нашей привычкой, ибо оно направлено на достижение основной цели Двенадцати Шагов.

Наше стремление к личностному росту будет постоянно сопутствовать нам, если мы научимся распознавать смысл своих поступков. И если мы хорошо усвоили уроки предыдущих Шагов и честно постараемся воплощать их в жизнь, то и этот Шаг не покажется нам трудным. Мы уже чувствуем себя давно идущими по пути улучшения своей жизни. Предыдущие усилия не пропали даром - нам теперь легче придерживаться постоянного самоанализа. Мы уже имеем довольно четкое представление о самих себе, о том, каким бы нам хотелось быть, и что для этого должно в нас измениться. Это знание себя приходит к нам тем быстрее, чем больше наше желание исправить совершенные ошибки. Совершавшиеся ранее автоматические поступки и образ мыслей становятся все более обдуманными и зрелыми, и каждый из нас начинает осознавать пользу самопознания. Когда мы признаемся перед собой, что поступили неразумно, некрасиво или недостойно, мы ощущаем неловкость до тех пор, пока не исправим свои ошибки.

И это уже служит хорошей основой для совершения Десятого Шага: теперь мы научились понимать, что наши ошибки вредят нам же. Наверняка, никто из нас не хочет, чтобы наш духовный рост затормозился под давлением на нашу совесть невозмещенных долгов. Мы чувствуем себя
неспокойно и неуютно из-за совершенной ошибки, и мы стремимся исправить это неудобство. Когда мы признаем, что ответили на какие-то события жизни через обиду, раздражение или другими ошибками, то это значит, что уроки Четвертого - Седьмого Шагов были недостаточно нами усвоены. Такие оплошности вредят нам самим гораздо больше, чем другим людям, но они могут послужить нам основой для будущего развития, для того, чтобы в дальнейшем мы внимательно контролировали свои поступки и слова или исправляли совершенные ошибки как можно быстрее.

По трезвом размышлении мы поймем, что наш собственный взгляд на какого-то другого человека или ситуацию может быть не столь уж непогрешим. Если мы не сможем признать право другого человека на его точку зрения, то очень часто мы будем сталкиваться с затруднениями, и эти затруднения будут порождены нами самими. Осуществление Десятого Шага дает нам возможность уберечь себя от последствий нашего упрямства и чрезмерной самоуверенности. Этот Шаг учит нас, что мы не всезнающие, что философия программы Двенадцати Шагов основана на скромности, на признании существования Силы, более могущественной, чем наша собственная.

Десятый Шаг советует нам продолжать очищать себя от всяческих ошибок, не создавая в себе чувство виновности, ибо программа рассчитана на то, чтобы улучшать нашу способность радоваться жизни. Этот Шаг наталкивает нас еще на одну мысль - необходимость не допускать того, чтобы на нас влияли запросы или ожидания других людей. В своих взаимоотношениях с родными и друзьями мы, зачастую, только и делаем, что стараемся действовать так, как того желают от нас ближние. Мы считаем, что такое поведение диктует нам наша неэгоистичность - когда ради интересов другого человека, мы совершенно пренебрегаем своими. Но, оказывается, этим мы очень вредим себе, и Десятый Шаг напоминает нам об этом. Может быть мы боимся отказать в просьбе или требовании, боимся противоречить кому-то, особенно алкоголику, стремящемуся командовать? Но мы должны помнить, что отстаивая свои позиции, мы даем понять другому, что его неразумное поведение не влияет на нас, и мы в состоянии самостоятельно защитить то, что считаем лучшим в себе. Знание о таком праве на личную свободу и независимость от чужих ожиданий позволит нам достичь поставленных целей и обеспечит моральной поддержкой при встрече с трудностями.

Основная мысль Десятого Шага заключена в том, что нужно постоянно контролировать свои поступки И оценивать, чем они вызваны. Такой самоконтроль подскажет нам средство избежать многих трудностей, с которыми раньше мы не могли справиться.

Обдумывая вышесказанное

Я считаю, что Десятый Шаг - это развернутый метод для воплощения в жизнь изречения "Познай самого себя". Такой человек, каким бы мне хотелось себя видеть, никогда не будет эгоистичным, нелюбезным или постоянно обвиняющим других людей. Если я почувствую в себе нечто подобное, то я должна ощутить и желание извиниться за это, особенно, если я нанесла кому-то обиду. Я не должна пытаться избегать ответа перед самой собой, оправдываясь тем, что "Я справедливо поступила" или "Они того заслужили". Я не должна забывать, что мне не следует судить других, что моя точка зрения, даже самая, на мой взгляд, разумная, может совершенно отличаться от мнения других людей.
И, если я поняла, что неправа и сразу же призналась себе в этом, я быстрее смогу найти лучший выход из ситуации.
Когда я обдумывала значение этого Шага и то, каким образом лучше его применить к жизни, мне захотелось задать самой себе несколько вопросов в виде некого самоисследования:
Оставляю ли я себе немножко времени в течение дня, чтобы подумать о себе, о своих чувствах и отношениях с окружающими меня людьми? Пытаюсь ли я использовать силу добросердечности и внимательности в отношении с другими, особенно со своими близкими? Не забываю ли я о том, что моя власть над моими детьми должна проявляться через любовь и тактичное отношение к ним? Понимаю ли я, что только таким путем смогу получить от них желаемую реакцию на свои наставления? Могу ли я чувствовать себя нормально после того, как позволила себе вспылить, выплеснула на других свой гнев, не считаясь с возможными последствиями? Хотела бы я увидеть свое отражение в тот момент в зеркале? Что я чувствую, когда слышу о себе чье-то отрицательное суждение? Какова моя реакция? Не обращаю внимания? Сержусь? Или стремлюсь простить, ибо знаю, что и действительно у меня есть еще недостатки, над которыми надо работать?
Что мне нужно сделать, чтобы освободиться от предрассудков о людях другой расы, национальности, религиозных убеждений? Или от неправильного отношения к людям, имеющим отличную от моей точку зрения на политические события или социальные явления? Буду ли я себе больше нравиться, если стану действительно жить, не мешая другим?

История из жизни к Десятому Шагу

Время перед сном кажется мне наиболее подходящим для работы по Десятому Шагу. Это становится привычным делом, когда совершается регулярно в одно и то же время. Производя бесстрашную моральную инвентаризацию по Четвертому Шагу, я не до конца все же осознала всю глубину своей снисходительности к людям. Ведь я уже дошла до того, что, когда во время разговора замечала на лице собеседника несогласие с моим мнением, я сразу же стремил ась изменить свою точку зрения и высказать такую, которую тот желал бы слышать. Когда же я начала работу по Шестому и Седьмому Шагам, то их применение к жизни должно было так изменить меня, что я рисковала стать нелюбезной, чтобы быть более искренней. И я стала говорить людям прямо то, что я чувствовала. Это было
нелегко для меня - показывать людям свои гнев или недоверие, которые я так долго умела скрывать. Мне казалось, что весь мир видит, как во мне полыхает вулкан переживаемых чувств. Они же видят, что я уже не та милая девушка с постоянной улыбкой наготове и любезным словом. Первый раз, когда кто-то в очереди втиснулся вперед меня, а я сказала: "Извините, но мне кажется, здесь моя очередь" - эти слова прозвучали громом в моих ушах, и я тут же залилась краской смущения. Затем, когда я сказала мужу, что оставляю платье, которое ему не понравилось, то сердце мое сжалось, а колени задрожали, когда он вышел из комнаты.
...Прошло несколько лет. Проявлять свои истинные чувства стало для меня почти привычным, стало постоянной составной частью моей жизни. Отстаивать свои права J3сегда и во всем становилось раз от раза легче. Очень часто, ложась спать и пересматривая события прожитого дня, я могла поздравить себя с огромными успехами в работе по исправлению своих недостатков - чрезмерной угодливости и жажде одобрения. Я даже удивлялась своей собственной смелости сказать: "Нет". Мой муж вначале проявлял недовольство, но потом заметил, что мое поведение изменилось к лучшему. Вдохновленная прекрасными ощущениями, я продолжала все более и более утверждать себя. Порою я даже сама изумлял ась - как я отличалась от той робкой женщины, которая впервые пришла. в Ал-Анон. Но затем, спустя какое-то время, ко мне вернулось чувство дискомфорта. Когда я пересматривала события дня, я не ощущала уже радости побед. Призрачные картины и воспоминания сцен прошедшего дня - разговоры с продавцами магазинов, телефонные беседы, встречи с друзьями, обещания, общение с членами семьи... Хорошо ли я разговариваю с продавцом в обувном отделе или бываю груба? А разве была необходимость быть такой резкой с этим человеком, который хотел что-то узнать по телефону? Вот я храню это платье, которое так не нравится мужу, но только лишь для того, чтобы доказать ему, что не все должно быть как ему хочется. И как-то незаметно я вдруг стала оценивать себя с точки зрения нарушительницы спокойствия и даже агрессора.
Одним из яблок раздора между мужем и мной служили семейные встречи с родственниками. Раньше, когда муж не хотел идти со мной, то Я оставалась дома. Потом я стала уходить одна. Какое-то время это производило эффект , было временное улучшение отношений. Но маятник так далеко качнулся в одну сторону, что я не только была неблагоразумна, но порой просто совала нос куда не следует. В выходные дни, когда я отчаянно жаждала общения с мужем, я сама же была виновницей ссор.
Все это я осознала, в ходе моих ночных саморевизий, следуя Десятому Шагу, хотя полное понимание пришло не сразу. Это были ночи трудных раздумий, переживаний что то не так, что-то надо изменить. И тогда, наконец, возник образ меня сегодняшней, но совсем другой.
К счастью, мне удалось восстановить равновесие в своей жизни до того, как мое "самоутверждение" превратилось в более серьезный дефект, чем тот исходный, который я всегда стремилась преодолеть. После того, как мне удалось увидеть себя со стороны и правильно оценить свои поступки, я уже смогла принять меры к исправлению перегибов в своем поведении. Я также смогла поговорить обо всем этом с мужем и все ему объяснить.
Теперь я благодарна Десятому Шагу за то, что научилась признавать свои ошибки. Это далось непросто. Многие ночи я пыталась найти оправдание своим поступкам, но постоянное применение Десятого Шага помогло мне признаться: "Да, я ошиблась".
kuler
ШАГ ДЕСЯТЫЙ. А.А.

“Продолжали самоанализ и,
когда допускали ошибки,
сразу признавали это”.

Работая над первыми Девятью Шагами, мы готовимся к тому, чтобы начать жить по-новому. Но если мы подошли к Десятому Шагу, — это значит, что мы готовы жить, руководствуясь принципами АА изо дня в день, образно говоря, в хорошую и в плохую погоду. Наступает момент серьезного испытания: способны ли мы вести трезвый образ жизни, сохранять эмоциональное равновесие и жить целенаправленной жизнью при любых условиях?

Постоянное внимание к собственным достоинствам и недостаткам, искреннее желание учиться и духовно развиваться совершенно необходимы для каждого из нас. Чтобы понять это, мы, алкоголики, дорого заплатили. Более опытные люди всегда и во все времена руководствовались в своей жизни беспристрастным самоанализом и были всегда критичны к себе. Ибо мудрые люди всегда знали, что нельзя добиться в жизни многого, пока самоанализ не станет каждодневной практикой, пока человек не сможет признать и принять результаты своего поиска и пока он терпеливо и настойчиво не будет пытаться исправить свои недостатки.

Когда алкоголик страдает от головной боли, вызванной вчерашней попойкой, его сегодняшняя жизнь отравлена. Но есть похмелье другого рода, которое знакомо и пьющим, и непьющим в равной мере. Это “эмоциональное похмелье” — прямое следствие вчерашнего и сегодняшнего избытка отрицательных эмоций — гнева, страха, ревности и т.п. Чтобы жить спокойно сегодня и в будущем, необходимо устранить такие “похмелья”. Это не значит, что нужно без конца возвращаться к печальным событиям прошлого. Для этого требуется сейчас, сегодня признать и исправить свои ошибки. Проведенная нами моральная оценка позволяет нам свести счеты с прошлым. Сделав это, мы можем прекратить оглядываться назад и начать, наконец, двигаться вперед. Когда мы тщательно провели моральную оценку собственного “я” и полностью примирились с собой, у нас появляется уверенность, что завтрашние проблемы мы сможем решить по мере их возникновения.

Хотя все наши оценки проводятся в соответствии с одними и теми же принципами, они отличаются фактором времени. Есть “быстрые оценки”, которые мы осуществляем в любое время дня, когда чувствуем, что запутались. Есть оценки, проводимые в конце дня, когда мы оцениваем все случившееся за сегодня. Мы как бы составляем баланс, занося себе в кредит то, что нам удалось, и в дебет то, что еще предстоит сделать. Время от времени мы, наедине с собой или в присутствии нашего наставника или духовника, тщательно анализируем прогресс, достигнутый нами за последнее время. Многие члены АА устраивают себе годовые или полугодовые “генеральные проверки”. Многим нравится время от времени отойти от привычной жизни и спокойно провести день за городом вдали от суеты, предаваясь самоанализу и медитации.

Не слишком ли скучна такая практика, и не требует ли она слишком больших затрат времени? Неужели все члены АА проводят большую часть дня, занудно перебирая допущенные ими оплошности и содеянные проступки? Конечно, нет. Мы столь упираем на необходимость моральной оценки только потому, что многие из нас так и не приобрели привычку точно оценивать свои поступки. Когда человек вырабатывает в себе эту здоровую привычку, самооценка становится такой интересной и полезной, что затраченное на нее время с лихвой окупается. Ибо эти минуты, а иногда даже часы, потраченные на самоанализ, делают остальное время более радостным и счастливым. В конце концов такие оценки становятся нормальной составной частью каждодневного существования, а не каким-то необычным и специальным занятием.

Прежде чем задать вопрос, что такое “быстрая проверка”, давайте посмотрим, в какой обстановке она способна дать практический результат.

Есть одна аксиома из области духовного мира: если мы чем-нибудь расстроены, то, независимо от причины, вызвавшей такое состояние, это обнажает какой-то дефект нашей души. Если кто-либо обидел нас и нам больно, то это тоже указывает на дефект. Но, может быть, существуют какие-то исключения из этого правила? Как насчет “праведного гнева”? Если нас кто-то обманул, разве мы не должны испытывать негодование? Разве мы не должны сердиться на самодовольных людей? Мы, члены АА, считаем, что опасно рассматривать эти случаи как исключения. Мы пришли к выводу, что “праведный гнев” лучше оставить тем, кто лучше умеет справляться с ним.

Немногие люди становятся в такой мере жертвами недовольства, как алкоголики. При этом не важно, правы мы или не правы. Вспышка гнева может испортить весь день, а тайная злоба делает нас несчастными и мешает действовать. К тому же мы были не в состоянии различать, в каких случаях наш гнев был оправданным, а в каких нет. Он нам всегда казался оправданным. Гнев, которому изредка могут предаваться уравновешенные люди, долго держал нас в состоянии эмоциональной неуравновешенности. Такие “эмоциональные запои” часто заставляли нас снова прикладываться к бутылке. То же самое относится и к другим расстройствам — ревности, зависти, жалости к себе, оскорбленной гордости.

Чтобы успокоить разбушевавшиеся эмоции, когда мы чем-то расстроены, очень полезна “быстрая оценка”. Применяется она и для выхода из ситуаций, возникающих у всех без исключения практически каждый день. Рассмотрение более серьезных проблем стоит отложить по возможности на специально отведенное для этого время. “Быстрая оценка” направлена на решение каждодневных взлетов и падений, особенно таких, когда какие-либо люди или события вывели нас из равновесия и мы можем наломать дров.

Во всех подобных ситуациях нужна сдержанность, честный анализ ситуации, готовность признать свои ошибки и простить ошибки других. Не нужно отчаиваться, если мы повторяем свои прошлые промахи, ибо научиться сдержанности не просто. Следует при этом стремиться к прогрессу, а не к совершенству.

Нашей первой задачей должно быть воспитание умения сдерживать себя. Это умение наиболее важно для нас. Когда мы говорим или действуем поспешно, наша способность быть справедливыми и терпеливыми мгновенно улетучивается. Всего лишь одна недобрая реплика, одна поспешная оценка могут на целый день, а то и на целый год разрушить наши отношения с другим человеком. Сдержанность во всем, что мы говорим и пишем, всегда окупается. Следует избегать скоропалительной критики и яростных эмоциональных споров. То же самое касается надутого вида и молчаливого презрения. Это эмоциональные ловушки, в которые мы попадаем из-за гордости и мстительности. Наша первая задача — эти ловушки обойти. Когда нас влечет к ним какая-либо приманка, мы должны научиться отступить на шаг и подумать. Ибо мы не можем ни думать, ни действовать, стремясь к каким-либо разумным целям, пока привычка обуздывать свои порывы не станет автоматической.

Но не только неприятные и неожиданные проблемы требуют самоконтроля. Нужно быть осторожным и тогда, когда мы достигаем престижного положения в обществе или материального успеха. Никто не ценил личный успех больше, чем мы; мы просто упивались успехом как вином, которое всегда поднимало наш тонус. Когда на нашу долю выпадал успех, мы в своих мечтах одерживали еще большие победы над людьми и обстоятельствами. Ослепленные горделивой самоуверенностью, мы начинали вести себя как большие боссы. И, конечно же, люди отворачивались от нас, когда им это надоедало или мы их обижали.

Теперь, когда мы стали членами АА, больше не пьем, вновь пользуемся уважением друзей и коллег, мы видим, что нам все еще нужно тренироваться, чтобы не повторять прежних ошибок. Страхуясь от приступов самовосхваления, мы напоминаем себе, что мы трезвы сегодня только по милости Божьей и что все, чего мы добились, — это, скорее, Его успех, чем наш.

Наконец, мы видим, что все люди, в том числе и мы сами, в некоторой степени эмоционально неуравновешенны и часто бывают не правы. И тут мы вплотную подходим к пониманию подлинной терпимости и смысла настоящей любви к людям. С каждым днем нам будет становиться все яснее, что бессмысленно сердиться или обижаться на людей, которые так же, как мы, страдают от болезней роста.

Но такая радикальная перемена во взглядах потребует немало времени. Немногие из нас могут искренно утверждать, что любят всех. Большинство из нас должны признать, что мы любим лишь горстку людей и равнодушны ко многим другим, и то лишь пока они не причиняют нам неприятностей. Что же касается остальных, то мы их просто не любим, а иногда даже ненавидим. Хотя такое отношение к людям широко распространено, мы, члены АА, знаем, что нам для душевного равновесия требуется нечто иное. Мы не можем жить с сильным чувством ненависти. Нам придется, если не сразу, то хотя бы постепенно, отказаться от идеи, что можно самозабвенно любить немногих, быть равнодушными к большинству и испытывать к кому-либо чувство страха или ненависти.

Мы можем перестать предъявлять немыслимые требования к тем, кого мы любим. Мы можем проявлять доброту там, где раньше не проявляли ее. Мы можем быть справедливыми и вежливыми с теми, кого мы не любим, стремясь изо всех сил понять их и помочь им.

Если мы подвели кого-либо, то непременно должны немедленно признать это перед собой, а также и перед ним, если это признание может принести пользу. Вежливость, доброта, справедливость и любовь помогут установить гармоничные взаимоотношения практически со всеми людьми. Если у нас возникают сомнения, мы всегда можем сделать паузу и сказать: “Да свершится не моя воля, а Твоя”. Полезно также спрашивать себя: “Делаю ли я для других то, что хотел бы, чтобы они делали для меня?”

Иногда вечером, перед тем как лечь спать, мы составляем отчет за день. Здесь уместно напомнить, что он не всегда пишется красными чернилами. Если уж мы совсем ничего не сделали как надо, то это — воистину неудавшийся день. По сути дела, весь наш день обычно заполнен конструктивными вещами. Нужно попытаться обнаружить в них наши хорошие намерения, хорошие мысли, хорошие поступки. Даже если мы пытались что-то сделать и нам это не удалось, мы можем отметить это как одно из наших самых больших достижений. При таких условиях нашими достижениями могут стать наши усилия, даже если они и не дали положительного результата. Они стимулируют наше движение вперед. Один человек, испытавший это на себе, однажды назвал боль пробным камнем всякого духовного роста. Мы, члены АА, вполне согласны с этим, потому что страдания алкоголиков предшествуют трезвости, а эмоциональные расстройства — душевному покою.

Взглянув в графу дебета нашего дневного отчета, мы должны тщательно исследовать мотивы тех мыслей и действий, которые нам кажутся неправильными. В большинстве случаев эти мотивы легко увидеть и понять. Когда мы одержимы гордыней, злобой, ревностью, беспокойством или страхом, мы действуем неправильно, и тут уж ничего не поделаешь. Нам остается только признать, что мы неверно думали или действовали, попытаться представить себе, какое поведение могло бы быть правильным в данной ситуации, и, с Божьей помощью, принять решение использовать эти выводы для нашего завтра, компенсировав, конечно же, все, в чем мы были не правы.

Но в некоторых случаях только очень тщательное расследование способно вскрыть наши истинные мотивы. Случается, что наш старый враг — самооправдание — вновь попытается обелить наши неблаговидные поступки. Появляется соблазн найти благородные побуждения и разумные обоснования там, где их нет.

Мы “конструктивно критиковали” кого-то, кто это заслужил, в то время как нашим истинным мотивом было стремление выиграть бесполезный спор. Или в отсутствие какого-либо человека мы полагали, что помогаем другим понять его, когда на самом деле нам хотелось почувствовать свое превосходство, принизив его. Иногда мы причиняли боль тем, кого любим, якобы чтобы проучить их, а на самом деле желая всего лишь наказать их. Мы были подавлены и жаловались, что нам плохо, а на самом деле мы хотели внимания и сочувствия. Эта странная особенность ума и эмоционального начала в человеке, это порочное желание скрыть непривлекательный мотив, выставив вперед привлекательный, характеризует поступки практически всех людей. Этот тонкий и ускользающий от рассмотрения вид лицемерия может лежать в основе многих незначительных поступков и мыслей человека. Обучаясь ежедневно выявлять, признавать и исправлять эти недостатки, мы приобретаем то главное, что позволяет нам формировать свой характер и жить разумно. Искренние сожаления о причиненных другим неприятностях, настоящая признательность за полученные блага и готовность поступать завтра лучше, чем сегодня, являются теми добродетелями, к которым мы всегда будем стремиться.

Проанализировав таким образом прожитый нами день, обязательно отметив все, что было в нем хорошего, бесстрашно, без поблажек исследовав нашу душу, мы можем принести благодарность Богу за дарованные нам блага и уснуть со спокойной совестью.

Здесь расположена полная версия этой страницы.