[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ] - [ Чат ]
Полная Версия: Материал по 11 шагу
kuler
ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ

Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого

По сравнению со временем, когда мы впервые переступили порог Ал-Анона, сейчас взаимоотношение между нами и Богом нашего пони¬мания стало сильнее благодаря опыту, при обретенному в результате работы над Шагами с Первого по Десятый. Во Втором Шаге мы«пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем мы, мо¬жет вернуть нам здравомыслие». Некоторые из нас называют эту Силу Богом. В Третьем Шаге мы познали силу принятия сознательного «ре¬шения препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы понимали Его». В Пятом Шаге мы сблизились со своим Богом, признав «истин¬ную природу наших заблуждений»; В Шестом Шаге мы подготовились к тому, чтобы Он избавил нас от наших «недостатков», и наконец, в Седьмом Шаге мы «просили Его исправить наши изъяны». Каждый Шаг предлагает новое духовное руководство. В Одиннадцатом Шаге мы можем поддерживать наш рост с новой энергией через молитву, размышление и знание Его воли.
Хотя его и называют вторым Шагом поддержания, Одиннадцатый Шаг знакомит с новым действием, и это действие есть стремление путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт, соприкосновение с Богом. Что такое молитва? Что такое размышле¬ние? В чем различие между ними? Важно отметить, что этот Шаг вводит для нас слова молитва и размышление, а не молитва или размышление.
Для некоторых молитва видится в форме религиозного акта: сло¬жить руки вместе, встать на колени и говорить с Богом. Другие обра¬щаются к своему спонсору, члену Ал-Анона или духовному лицу с просьбой руководить ими. В Ал-Аноне некоторые начинают с простых
молитв, таких как молитва об умиротворении или «да будет воля Твоя, а не моя». Некоторые молятся каждое утро или вечер, некоторые мо¬лятся в течение дня. Чтение молитв, содержащихся в литературе Ал¬Анона, помогает и открывает двери другим. Многие читают ежеднев¬но «День за днем в Ал-Аноне», «Мужество изменить: День за днем в Ал-Аноне - II» или «Алатин: День за днем», используя послание дня как форму молитвы. Можно писать письма Богу, это тоже работает. Мы учимся молиться на примере и на личном опыте других людей. Некоторыми из нас это может восприниматься как нечто искусствен¬ное. Иногда молитва срабатывает и мы довольны, тогда как в другой раз кажется, что ничего не последовало. Принятие воли Бога и срока, назначенного Богом, может подразумевать, что, произнеся молитву, мы позволяем событиям идти своим чередом.
Медитация, или размышление, использовалась в духовных целях во многих культурах тысячелетиями. В нашей загруженной жизни может быть непросто найти спокойное время. Многие находят полезным на¬метить определенное время в установленном месте, чтобы поразмыш¬лять. Вначале это может длиться не слишком долго. На самом деле успешными могут оказаться попытки, длящиеся в течение нескольких минут, пока мы не приспособимся совершать это действие. Почти все из нас могут найти требуемые несколько минут. По мере того, как мы достигаем успеха, дисциплинируя наше мышление, эти короткие период медитации будут возрастать.
«Что такое размышление? Ал-Анон оставляет этот вопрос откры¬тым, чтобы каждый из нас ответил на него по-своему. Привлечение опыта других членов Ал-Анона может помочь нам найти свою соб¬ственную дорогу. Вот только несколько из возможных путей, о которых рассказывали члены товарищества:
"Для меня размышление - это осознание высшей духовности. Я приучаюсь помнить, что каждое действие может послужить духовной цели.
"Я прихожу к спокойному месту, закрываю глаза и тихим голосом
ПOВТОРЯЮ для себя слова молитвы об умиротворении." "Мне нужно уйти от моих мыслей, поэтому я сосредотачиваюсь на своем дыхании, считая от одного до десяти при каждом вдохе и выдо¬хе."


"Я просто отступаю и наблюдаю за своими мыслями, как будто я смотрю пьесу. Я пытаюсь удерживать свое внимание только на сегод¬няшнем дне, отпуская прошлое и будущее."
"Я сосредоточиваюсь на цветке. Когда мои мысли упорядочива¬ются, я отмечаю, что мое сознание выполняет свою работу думает, после чего я спокойно возвращаюсь к своим делам."
"Мысленно я представляю руки моей Высшей Силы. Я складываю в эти руки одну за другой свои проблемы и заботы, мою радость и мою благодарность и, наконец, сама вскарабкиваюсь туда тоже."

Некоторые люди находят, что при размышлении медленное дыха¬ние помогает расслабиться телу и успокаивает сознание. Хотя некото¬рые люди во время размышления испытывают озарение с появлением новых идей и нахождением путей решения проблем, мы не ставим перед собой цели пытаться решить определенную проблему. Мы стара¬емся не тратить время на то, чтобы беспокоиться или думать о про¬блеме; то, чего мы добиваемся при размышлении, - это нахождение мира и тишины в достаточной мере, чтобы услышать спокойный, тихий голос внутри себя. Мы должны чувствовать полную свободу размыш¬лять, используя любой из способов, работающий на нас.
Совместно молитва и размышление представляют собой действия, которые мы сознательно совершаем, чтобы открыть наши умы и серд¬ца не только для активного выздоровления в Ал-Аноне, но также и для принятия опыта, силы и надежды других людей. Нашу потребность и наше желание знать о присутствии Бога испытали на себе и хранят в памяти многие члены товарищества. Во многих помещениях для собраний Ал-Анона мудрыми участниками произносились слова о том, что во время молитвы мы говорим с Богом, а при размышлении ¬слушаем.
Углубить или поддерживать сознательный контакт с Богом не все¬гда просто, и временами этот путь может казаться каменистым и ухабистым. Многие из нас, даже годами прибегая к молитве и раз¬мышлению, время от времени испытывают чувство разочарования или неудовлетворенности. Используя Десятый шаг, мы обычно в состоя¬нии выявить проблемы, которые препятствуют нам успешно молиться или размышлять. Мы можем обнаружить, что вернулись к проявлению своеволия. В этом случае помогают великодушное отношение к самим себе и напоминание, что мы человеческие существа, духовный путь которых неровен и извилист. Как мы говорим в предлагаемом нам заключении при закрытии собрания Ал-Анона: «Мы отнюдь не совер¬шенны». Мы учимся не относиться к себе слишком строго и с боль¬шим облегчением открываем для себя, что любящая нас Высшая Сила терпеливо ждет повторного контакта.
Вторая часть Одиннадцатого шaгa, «...молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого», ориентирует наши молитвы в определенном направлении - на Бога, а не на себя. Мы хотим знать только волю Бога, что означает отказ от своеволия. Работа над предыдущими Шагами помогла нам преисполниться желанием. До начала выздоровления некоторые из нас принима¬ли неприемлемое поведение других людей с верой, что, поступая так, мы исполняем волю Бога. Несмотря на искренние усилия, мы не все¬гда в состоянии отделить волю Бога от нашей собственной, :Но мы можем добиваться улучшения и углубления контакта с Ним. Теперь, когда мы испытываем новые радостные ощущения, мы отмечаем это с вновь обретенной благодарностью. А когда мы совершаем ошибку, мы учимся на ней и продолжаем расти - день за днем.
Познавая волю Бога, некоторые члены товарищества приходят к
глубокому пониманию истины и душевного покоя. В другое время мы учимся рисковать потерей личного комфорта ради изменения своего поведения. Мы просим нашу Высшую Силу увеличить наше желание делать то, что для нас хорошо, и ослабить желание делать то, что для нас плохо. Мы можем считать каждый раз, когда чувствуем в себе даже на чуть-чуть больше здравомыслия или любви, что это отклик на наши молитвы и размышления. Сильное, глубокое возмущение иногда приносит сильное, важное сообщение. Если мы получаем важное сооб¬щение и хотим знать, говорит ли при этом наша воля или наша Высшая Сила, мы находим, что обычно благоразумнее перед тем, как действо¬вать, провести проверку вместе со спонсором или другим членом Ал¬Анона.
Стремление, молитва, размышление, углубление, сознательный кон¬такт, или соприкосновение, понимание, знание Его воли и силы - это
ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ

дары Одиннадцатого Шага. С вновь приобретенной энергией мы учимся следовать воле Бога. По мере того, как мы молимся и размышляем, наши вера и компетентность растут с каждым днем. Существуют тысячи путей к Высшей Силе и мы можем выбрать любой из них. С благодарностью мы выбираем по крайней мере один путь и отправля¬емся в нескончаемое путешествие к выздоровлению.

Члены Ал-Анона делятся опытом, силой и надеждой

ЧУДО

Шаг Одиннадцатый - особенный шаг. Он мне понравился сразу, как только я о нем услышала. До моего прихода в Ал-Анон я интересо¬валась восточными религиями. Идея о медитации мне показалась привлекательной. Однако мне казалось, что все мои попытки медитиро¬вать обречены на провал. Я не могла удержать свое сознание в покое дольше 30 секунд. Так как у меня не получилось это должным обра¬зом в первый раз, я считала себя безнадежной и в итоге отказалась от затеи.
Когда я пришла в Ал-Анон, у меня сразу появился спонсор. Я
спросила ее, могу ли я 1-шчать медитировать несмотря на то, что толь¬ко-только приступила к изучению Шагов. Она поддержала меня и ска¬зала, что молитва и размышление, или медитация, - это средства, кото¬рые я всегда могу использовать. Я опять попробовала медитировать в уверенности, что на этот раз я достигну «этого», чем бы «это» ни было. Я очень расстроилась, когда поняла, что по-прежнему не могу. удерживать сознание в спокойном состоянии. Мысли проносились В моей голове со скоростью около 3000 миль в час и я опять сдалась.
Я продолжала изучать и применять Шаги. Я продвинулась до Де¬вятого Шага, поменяла спонсоров и повторно проработала шаги, пока наконец не достигла Одиннадцатого Шага. Хотя я работала над всеми предыдущими Шагами 5 или 6 месяцев, я во многом изменилась. Я хотела хотеть. Я пыталась медитировать и молиться как можно луч¬ше. Я не прекратила попыток, когда вначале это не сработало в полной мере.
Хотя мои взгляды на жизнь значительно изменились, я по-прежне¬му очень тяжело вставала по утрам. Чаще всего я лежала в постели до того времени, когда становилось приличным звонить спонсору. По¬говорив с нею, я чувствовала, что могу переходить к повседневным делам. Когда я начала применять на практике Одиннадцатый Шаг, я решила превратить его в первое дело, к которому я приступала утром. Я просыпалась с чувством обиды на то, что я все еще живая, и с отсутствием желания что-нибудь делать. Я начала произносить крат¬кие молитвы, предложенные моим спонсором. Я читала духовную ли¬тературу и пыталась прислушиваться к моей Высшей Силе. Часто я читала вслух, так как выяснила, что это помогает успокоить мои мыс¬ли. И как же я была удивлена, когда эти ежедневные усилия, длящиеся около часа, полностью изменили мою установку! Я почувствовала себя счастливой и готовой вести дела данного дня. Даже решение о том, что начинать, давалось легче! Это изумляло. Я начала каждый день придерживаться такого распорядка. Я почувствовала, что моя установка претерпевает устойчивые изменения. В какие-то дни это проис¬ходило быстро, в другие - медленнее. А я продолжала двигаться, пока вдруг неизвестно по какой причине, мое сердце не наполнилось радостью и надеждой. Это всегда мне казалось чудом.
Даже тогда, когда у меня появлялось желание прекратить это, я продолжала каждое утро соблюдать заведенный порядок, так как по¬мнила о чуде изменения моей установки. За практическое применение Одиннадцатого Шага я была вознаграждена еще больше. Однажды я проснулась счастливой и полной энергии! Я не могла припомнить, когда такое происходило со мной в последний раз. Теперь уже примерно око¬ло года я почти всегда просыпаюсь с готовностью справляться с по¬вседневными заботами проживаемой жизни. Я не могу описать вам, как чудесно пробуждаться и встречать наступающий день - пробуждаться и чувствовать, будто я частица космоса.

ПРОСТОЙ ПОВОРОТ

Когда мне приходилось говорить об Одиннадцатом Шаге, это было нелегко. Я относилась к моему взаимоотношению с моей Высшей Силой как к делу, более личному, чем секс. Помню, как мой муж вскоре после того, как он начал выздоравливать, высказал однажды пожелание, чтобы мы молились вместе. Меня ужаснула даже сама мысль об ЭТОМ. Я не ответила ему. Я притворилась, что не услышала, что он сказал.
В семье, в которой я росла, религиозной была мама. Ее взаимоот¬ношение с Богом было также очень личным, но я бы сказала, что оно основывалось на страхе. Мой отец упоминал Бога только тогда, когда он ругал нас. Я понимаю, что такой опыт не создал мне хороших стар¬товых условий для отношений с Высшей Силой. Годы жизни с алкого¬ликом тем более не помогли. Бог не отвечал ни на какие молитвы, в которых я просила Его повлиять на моего мужа. Я стала думать, что Бог не заботится обо мне.
С помощью Ал-Анона, а также Второго, Третьего и Одиннадцато¬го Шагов я смотрю сегодня на это по-другому. Я знаю, что Бог любит меня и заботится обо мне. Все, чего Он хочет, - это чтобы я была счастлива. Мне потребовалось много времени, чтобы понять это, пото¬му что тот Бог, которого я прежде знала, судил и карал. Я видела работающих по программе людей, у которых были хорошие взаимоот¬ношения сих Высшей Силой, такие каких мне хотелось иметь, ноя не знала, как этого достигнуть. Что касается молитвы и размышления, тоя узнала, что молитва не обязательно совпадает с той молитвой, кото¬рая сохранилась в моей памяти с детских лет. Молитвой мог быть простой разговор с Богом, вести который для меня было несложно, потому что я уже делала это. Все, что подразумевалось под размыш¬лением, сводилось к тому, чтобы слушать Бога: для этого нужно про¬сто успокоиться и очистить мое сознание от беспокойных мыслей, что¬бы я смогла услышать, что Бог говорит мне. Одиннадцатый Шаг так¬же сказал мне, что мое взаимоотношение с Богом не обязано быть. совершенным. От меня только требовалось пытаться углублять это взаимоотношение.
Выполнять часть, касающуюся воли Бога, для меня было намного труднее, пока я не услышала простое толкование этой части. «Как мы узнаем, что есть Божья Воля? Это легко - каждый день просто вста¬вайте, двигайтесь не задерживаясь и, когда упретесь в стену, поворачи¬вайте налево!» это звучало слишком просто, но как много раз я подхо¬дила к тем стенам, останавливалась перед ними и ничего не делала. Как много раз я продолжала кидаться на стену, истощая себя и никуда
не попадая. И насколько легче было совершить простой поворот и продолжать двигаться вперед.

МЫ ОСОБЕННЫЕ

Я разделила Одиннадцатый Шаг на четыре части. Молитва - это разговор с Богом о том, в чем состоит Его воля, которую мне надле¬жит исполнить. Размышление - это спокойное выслушивание и сосре¬доточенное внимание на Божественной Силе, заложенной внутри меня. Соприкосновение, или сознательный контакт, - это мое глубокое осозна¬ние присутствия Бога. Знание и сила появляются, когда я перестаю отдавать распоряжения и начинаю прислушиваться к воле Бога. Это путь, по которому я развиваю более глубокое взаимоотношение с Бо¬гом. Я могу чувствовать исходящие от Него CR.'_Y, мудрость, покой и любовь. Я приобретаю мужество исполнять Его волю с любовью, сми¬рением, достоинством, добротой, а иногда даже с юмором.
В своей молитве я прошу о том, чтобы каждый человек пришел к любви, силе, пониманию и мудрости Высшей Силы. Я молюсь о том, чтобы каждый человек, пытаясь полюбить себя, пришел к безусловной любви. Пусть все знают, что мы особенные и что мы дети Бога.
kuler
ШАГ ОДИННАДЦАТЫЙ. А.А.


“Стремились путем молитвы и
размышления углубить соприкосновение
с Богом, как мы понимали Его,
молясь лишь о знании Его воли,
которую нам надлежит исполнить,
и о даровании силы для этого”.
Молитва и медитация являются нашими основными средствами достижения сознательного контакта с Богом.

Мы, члены АА, люди активные: мы получаем удовольствие от решения жизненных задач, пожалуй, впервые в жизни и пытаемся оказывать действенную помощь тем алкоголикам, с которыми нас сталкивает жизнь. Неудивительно поэтому, что мы часто с пренебрежением относимся к серьезной медитации и молитве, считая их не обязательными. Конечно, мы признаем, что в чрезвычайных обстоятельствах они могут помочь, но поначалу многие склонны рассматривать их как загадочное ремесло служителей церкви, от которого мы надеемся получить некую косвенную пользу. А кое-кто и вовсе не верит ни в медитацию, ни в молитву.

Некоторым новичкам и тем бывшим агностикам, которые все еще рассматривают группу АА как Высшую Силу, утверждения о силе молитвы, вопреки всем логическим доводам и опыту многих людей, кажутся неубедительными и неприемлемыми. Те из нас, кто когда-то чувствовали так же, относятся к ним с пониманием и сочувствием. Мы прекрасно помним, как что-то в глубине нашей души продолжало восставать против идеи поклонения какому-либо Богу. У многих из нас была железная логика, “доказывавшая”, что никакого Бога нет. Посмотрите, сколько в мире несчастных случаев, болезней, жестокости и несправедливости, говорили мы. А все несчастные жизни, которые являются прямым результатом неуправляемых трагических обстоятельств и врожденных дефектов? В этой схеме нет места справедливости, а потому нет и никакого Бога.

Иногда мы шли по другому пути. Конечно, говорили мы себе, курица, возможно, существовала раньше, чем яйцо. Вселенная, несомненно, имела некую “первопричину”, некоего Атомного Бога — возможно, попеременно то горячего, то холодного. Но нет никаких доказательств того, что существует Бог, знающий о людях и проявляющий заботу о них. Нам нравилось Содружество АА, и мы сразу признавали, что оно творит чудеса. Но мы шарахались от медитации и молитвы с упорством ученого, который решительно отказывается выполнить определенный эксперимент из опасения, что тот докажет неверность его любимой теории. Потом, правда, мы все же решались на эксперимент, и, когда он приводил к неожиданным результатам, мы испытывали новые чувства. Фактически у нас появлялось новое знание, и оно убеждало нас в ценности медитации и молитвы. Как кто-то удачно выразился: “Над молитвами глумятся в основном те люди, которые сами никогда не пробовали молиться как следует”.

Те из нас, кто стали регулярно молиться, не могут обходиться без молитвы как без воздуха, пищи или солнечного света. И по одним и тем же причинам. Когда мы отказываем себе в воздухе, свете или пище, наше тело страдает. Точно так же, когда мы отказываемся от медитации и молитвы, мы лишаем наше сознание, наши чувства и нашу интуицию жизненно необходимой для них поддержки. Так же как тело может перестать справляться со своими функциями из-за отсутствия питания, это может случиться и с душой из-за отсутствия молитвы. Мы все нуждаемся в свете Божьего бытия, в насыщении Его силой, в атмосфере Его благости. Факты деятельности АА с поразительной силой доказывают эту древнюю истину.

Существует прямая связь между самоанализом, медитацией и молитвой. И по отдельности они приносят много пользы и облегчения человеку. Но логически взаимосвязанные и переплетенные, они образуют нерушимое основание жизни человека. Время от времени нам бывает дано заглянуть в ту запредельную реальность, которой является царство Божие. И тогда мы можем успокоиться и удостовериться в том, что наша судьба в этом царстве будет в безопасности до тех пор, пока мы, пусть неуверенно, ищем волю своего Создателя и осуществляем ее.

Как мы уже видели, самоанализ является способом, с помощью которого мы используем новое видение, деятельность и Божью милость, чтобы справиться с темными, негативными чертами нашего характера. Это шаг к овладению таким видом смирения, которое позволяет нам рассчитывать на помощь Бога. Однако это только один шаг. А мы хотим двигаться дальше.

Мы хотим, чтобы то хорошее, что есть в нас, даже в худших из нас, росло и расцветало. Для этого нужен целительный воздух и обилие пищи, но, прежде всего, нужно много солнечного света, потому что в темноте ничего не растет. Медитация — это первый шаг навстречу солнцу. Так как же ею заниматься?

В течение веков накоплен огромный опыт медитации и молитвы. Библиотеки и храмы содержат в себе клады, доступные всем ищущим. Мы надеемся, что все верующие члены АА, если их религия признаёт ценность медитации, с новым рвением возьмутся за эту практику. А как быть с остальными, менее удачливыми, которые даже не знают, как приступить к делу?

Можно начать примерно так. Сначала найдем хорошую молитву. Нам не придется далеко ходить, чтобы найти ее; великие мужчины и женщины, принадлежавшие к разным религиям, оставили нам огромный запас молитв. Здесь мы рассмотрим одну, ставшую классической.

Ее автором был человек, которого уже в течение нескольких столетий считают святым. Отнесемся без предубеждения и страха к этому факту, потому что, хотя он и не был алкоголиком, как мы, он прошел через муки, сходные с нашими. Пережив мучительные страдания, он выразил в молитве все, что ему удалось понять и прочувствовать, а также и то, каким человеком ему хотелось бы стать.

“Господи, сделай так, чтобы посредством меня снисходил к людям Твой мир и покой, чтобы туда, где есть ненависть, я приносил любовь; туда, где есть зло, я приносил дух прощения; туда, где есть раздоры, я приносил гармонию; туда, где есть заблуждения, я приносил истину; туда, где есть сомнения, я приносил веру; туда, где есть отчаяние, я приносил надежду; туда, где тень, я приносил свет; туда, где царит печаль, я приносил радость. Господи, сделай так, чтобы я мог утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым, любить, а не быть любимым. Ибо обретаешь, забывая о себе. Прощая других, получаешь прощение. Умирая, пробуждаешься к Вечной Жизни. Аминь”.

Будучи новичками в медитации, мы должны перечитать эту молитву очень медленно несколько раз, взвешивая каждое слово и пытаясь постичь глубокий смысл каждой фразы и каждой мысли. Нам будет легче, если мы откажемся от всякого сопротивления тому, что говорит наш друг, ибо в медитации нет места дебатам. Мы спокойно принимаем мысли человека сведущего, чтобы суметь сопереживать и учиться.

Давайте расслабимся, как на солнечном пляже, и глубоко вдохнем духовную атмосферу, которую создает вокруг нас благодать его молитвы. Преисполнимся желанием участвовать в молитве и ощутить, как нас укрепляют и поднимают духовная сила, красота и любовь, которые несут в себе эти чудесные слова. А теперь как бы бросим взгляд на море и задумаемся над его тайной, а потом обратим свой взгляд на горизонт, за которым мы попробуем поискать еще неведомые нам чудеса.

“Глупости”, — скажет кто-нибудь. — “Все это — чепуха, все это надуманное”.

Когда у нас появляются такие мысли, полезно вспомнить, немного с сожалением, как высоко мы ценили воображение, когда оно создавало реальность из содержимого бутылки. Но мы ведь наслаждались таким ходом мыслей, не правда ли? А теперь, когда мы больше не пьем, разве мы не пытаемся делать то же самое? Возможно, наша беда была не в том, что мы пользовались своим воображением, а в том, что мы были совершенно не способны направить его в нужное русло. Творческое воображение само по себе вещь неплохая, оно лежит в основе всех наших серьезных успехов. В конце концов, ни один человек не может построить дом, прежде чем не начертит план. Медитация действует таким же образом, помогая нам представить нашу духовную цель, прежде чем мы начнем двигаться к ней. Поэтому давайте вернемся на залитый солнцем пляж или на равнину, или в горы, если вам так больше нравится.

Когда с помощью таких несложных образов мы ввели себя в состояние, позволяющее нам без помех сосредоточиться на творческой функции нашего воображения, мы можем продолжить медитацию следующим образом.

Мы снова читаем молитву и снова пытаемся понять ее внутренний смысл. Теперь подумаем о человеке, который первым произнес ее. Прежде всего он хотел стать проводником. Потом он попросил милости нести любовь, прощение, гармонию, истину, веру, надежду, свет и радость всем людям, кому только мог.

Только после этого он выразил свои надежды и устремления. Он надеялся, если будет угодно Богу, обрести некоторые из сокровищ. Для осуществления этого он был готов к тому, что он назвал “забвением себя”. Что он имел в виду, и каким образом предлагал этого достичь?

Он считал, что лучше давать утешение другим, чем получать его самому; лучше понимать самому, чем стремиться к тому, чтобы понимали тебя; лучше прощать самому, чем быть прощенным другими.

Такое рассуждение можно считать частью того, что называется медитацией, а, возможно, и первой попыткой почувствовать настроение, полетом в область духа, если хотите. Вслед за этим надо поразмыслить над своим нынешним состоянием, а затем попытаться представить себе, что могло бы произойти в нашей жизни, если мы смогли бы приблизиться к идеалу, на который попытались взглянуть лишь мельком. Искусство медитации всегда может совершенствоваться. Для этого не существует границ ни в ширину, ни в высоту. После такого наставления и описанного выше примера становится ясно, что медитация — это индивидуальное путешествие в неизведанное, которое каждый из нас совершает по-своему. Но цель у всех одна — улучшить наш сознательный контакт с Богом, ощутить Его благодать, мудрость и любовь. И не нужно забывать, что медитация — действие в высшей степени практическое. Прежде всего она дает нам душевное равновесие. С ее помощью мы углубляем связь между собой и Богом, как мы Его понимаем.

Ну, а что же такое молитва? Это возвышение сердца и разума навстречу Богу, и в этом смысле она включает медитацию. Как следует молиться? И как соотносятся молитва и медитация между собой? Молитву обычно понимают как обращение к Богу с просьбой. Установив контакт с Богом, мы просим у Него то, что насущно необходимо нам и другим людям. Нам кажется, что весь спектр наших нужд укладывается в ту часть Одиннадцатого Шага, которая гласит: “...о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого”. Такого рода просьба годится для каждого дня.

По утрам мы думаем о предстоящем дне. Может быть, мы размышляем о предстоящей работе и о возможности сделать что-то полезное и нужное людям или о каких-то особых проблемах, которые могут возникнуть. Возможно, сегодня мы столкнемся с серьезной и не решенной проблемой, отложенной нами со вчерашнего дня. Первым нашим порывом будет стремление попросить Его указать нам, как следует решать какие-то конкретные проблемы, и дать нам силы помочь другим людям, поскольку мы уже решили, что им надо помочь. В этом случае мы будем просить Бога сделать это так, как мы считаем нужным. Поэтому надо тщательно продумать каждую просьбу, чтобы понять, в чем ее достоинства. Даже прося о чем-то вполне конкретном, хорошо добавить: “Если на то Твоя воля”. Обычно мы просим, чтобы в течение дня Бог помог нам наилучшим образом понять Его волю и дал силы исполнить ее.

В течение дня, когда возникают сложные ситуации или же нам предстоит принять определенное решение, мы делаем паузу и снова обращаемся к нему с простой просьбой: “Да исполнится Твоя воля, а не моя”. Если в эти моменты мы находимся в состоянии сильного душевного волнения, то, повторив про себя молитву или фразу, понравившуюся и запомнившуюся нам во время чтения или медитации, мы сможем лучше контролировать наши эмоции. Повторяя ее снова и снова, мы сможем очиститься от душащего нас гнева, страха, разочарования и непонимания и вернуться к самому надежному источнику помощи в минуты стресса — нашему поиску Божьей воли, а не своей собственной. Если в эти критические жизненные моменты мы вспомним, что “лучше утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым, любить, а не быть любимым”, то начнем действовать в духе Одиннадцатого Шага.

Часто при этом задают резонный и вполне понятный вопрос: “Почему мы не можем обратиться с тревожащей нас проблемой непосредственно к Богу и в молитве попросить Его дать точный и определенный ответ на наш вопрос?”

Это можно сделать, но такой поступок содержит риск. Мы были свидетелями того, как многие члены АА со всей серьезностью и верой обращались к Богу, чтобы Он дал им конкретные указания, как им действовать в разных сложных ситуациях, начиная с разрушительных домашних и финансовых кризисов и заканчивая исправлением мелких личных недостатков, таких, скажем, как медлительность. Чаще всего, однако, мысли, которые кажутся исходящими от Бога, на самом деле таковыми не являются. Они оказываются результатом наших собственных рассуждений, хотя мы можем и не осознавать этого. Тот член АА, да и вообще любой человек, пытающийся строить свою жизнь строго на основании молитв, в которых он спрашивает Бога о решении своих проблем и эгоистично требует ответа, воистину приводит окружающих в замешательство. На любой вопрос и любую критику его действий он сейчас же заявляет, что руководствуется ответом на свои молитвы во всех своих больших и малых поступках. Он при этом забывает, что человеку свойственно выдавать желаемое за действительное и что склонность человека к логическим обоснованиям своих действий искажает так называемое “руководство свыше”. С самыми наилучшими намерениями он проявляет собственную волю в жизненных ситуациях и при решении своих проблем, пребывая при этом в счастливом заблуждении, что Бог руководит им во всех его поступках. Такие иллюзии могут привести к катастрофе при самых лучших намерениях человека.

Мы тоже порой поддаемся такому искушению. Мы думаем, что знаем волю Божью в отношении других людей. Мы говорим себе: “Этого человека следует излечить от его смертельной болезни” или “Нужно избавить этого человека от его душевных страданий” и молимся об осуществлении этих конкретных просьб. Такие молитвы в своей сущности являются добрыми делами, но они нередко основаны на предположении, что нам известна воля Бога в отношении людей, о которых мы молимся. А из этого следует, что в нашей искренней молитве есть доля самонадеянности и тщеславия. Опыт членов АА подсказывает, что именно в таких случаях мы должны молиться, чтобы осуществилась воля Божья, какой бы она ни была.

Став членами АА, мы поняли, что молитва несомненно дает хорошие результаты. Они приходят благодаря знаниям и опыту. Все, кто усердно молились, ощутили в себе силу, которой у них не было ранее. Они стали мудрее. Они обрели спокойствие духа, которое устойчиво сохраняется в столкновениях с жизненными трудностями.

Мы обнаружили, что получаем руководство в наших действиях в той мере, в какой перестаем требовать от Бога, чтобы Он действовал по нашему заказу и в соответствии с нашими условиями. Каждый член АА со стажем может рассказать, что его дела неожиданно чудесным образом стали идти намного лучше, когда ему удалось улучшить свой сознательный контакт с Богом. Он также может сказать, что все несчастья и страдания, в которых рука Всевышнего кажется нам суровой и даже несправедливой, преподносят нам новые жизненные уроки, раскрывают в нас новые резервы мужества и неизбежно приводят к убеждению, что “неисповедимы пути Господни и то, как Он творит чудеса”.

Все это должно приободрить всех тех, кто отказывается от молитвы, потому что не верит в ее силу или потому что чувствует себя навсегда лишенным Божьей помощи и Его руководства. Почти все мы, за редким исключением, временами молиться могли только невероятным усилием воли. Иногда бывает даже так, что бунт внутри нас столь велик, что мы вообще не хотим молиться. Если такое случается, мы не должны судить себя слишком строго. Нам следует вновь приступить к молитве, когда это станет возможным, помня, что она является благом для нас.

Возможно, одна из самых больших наград, которую мы получаем за наши молитвы и медитацию, это чувство приобщения. Окружающий нас мир перестает казаться нам чужим и враждебным. Исчезает чувство потерянности, страха и отсутствия цели. Как только мы видим проблеск Божьей воли, мы начинаем понимать, что истина, справедливость и любовь являются реальными и вечными ценностями жизни. Нас перестает беспокоить, что окружающая действительность день за днем вроде бы доказывает нам как раз обратное. Мы знаем, что Бог с любовью следит за нами. Мы знаем, что, когда мы обратимся к Нему, все будет у нас хорошо и ныне, и присно...
Здесь расположена полная версия этой страницы.