[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ] - [ Чат ]
Полная Версия: Актуальные проблемы дня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
lv2003
Цитата (Гость_Мадлен @ 13.07.2014 - 10:57 )
Пожелайте, пожалуйста, мне удачи, дорогие девушки.

Удачи! )) А чего боишься-то?

_____________
Людмила
ivsxp
...
вот любопытная, а...


_____________
Он не приходит туда, где его не ждут. И не остаётся с тем, кому не нужен.
Гость_Галина
привет всем!!!Расскажу о своем опыте..Я хожу на скайп-группы Ал-Анон и "ползу" по программе.Тема отделения очень насущная...Моему зависимому 61...Питие в одиночку и бутылки батареями дома-это его последний год жизни....Отделение началось -с оплаты квартиры...Потом я стала отдельно питаться..Отдельно стирать свои вещи...Оставила его в полном покое...Он пьет на свои и живет в своем мирке....И он прекрасно почувствовал себя в таком отделении...Не ругаюсь,спокойно общаюсь.Даже оставила свои попытки донести ему весть об выздоровлении в АА(раньше доходило до того,что приглашала анонимных из АА домой)...Разбито все дома-ну и хорошо....Он же больной-ему все можно....И вот оказалось,что такое отделение только сопутствует моему любимому алкоголику продолжать употреблять....Сами АА-цы подсказали,что покапайся,что не идет в твоем отделении на пользу....И я увидела-я ведь живу в квартире,где полный хаос,где человек общается со мной только когда он в относительном адеквате...Что его нет в моей жизни вообще....А Бог создал вначале мужчину,которому дана в помощницы женщина.И это называется выйти ЗАМУЖ......И вот сегодня я ему очень любя говорю- милый , я хочу ,чтобы ты учавствовал в моей жизни,так как ты мой муж и любовник...Я хочу приходить в красивую квартиру,приготовить вкусный ужин из тех продуктов,которые ты купишь,поехать с тобой в санаторий,обнять тебя в постели....Ничего этого сейчас нет....Посмотри что сейчас здесь из этого есть: разбитые двери,перекошенный унитаз,кровь на полу из порезанных рук разбитой посудой..Полный бардак в комнате..Все перевернуто..На плите пусто,в холодильнике пусто...Я имею полное право разорвать наш брак.......Я поступила сегодня так,как сказали АА-цы,надо дать алкоголику понять,что он может потерять...Потери работы у него уже нет..Квартира для употребления есть..Я (удобная теперь)-рядом...Ему нечего терять...Дай ему хоть что-то потерять....После разговора ушел на дачу...Прошу у Бога дальнейших правильных действий!!!Спасибо,что прочитали!!!!
ivsxp
Да, это Рай. Именно - Рай.
Я - алкоголик.


_____________
Он не приходит туда, где его не ждут. И не остаётся с тем, кому не нужен.
Гость_Мадлен
lv2003
Боюся всего - потери документов, денег, аварий и всех возможных несчастных случаев. что зуб заболит, самолет упадет. В общем - полный бред.
lv2003
Гость_Галина, респект, очень мудро сказано




Спустя 3 минуты, 3 секунды lv2003 написал(а):
Цитата (Гость_Мадлен @ 13.07.2014 - 15:35 )
lv2003
Боюся всего - потери документов, денег, аварий и всех возможных несчастных случаев. что зуб заболит, самолет упадет. В общем - полный бред.

ага, по вере вашей.. (с). советы вроде как давать неправильно, но как всегда, не могу удержаться)). Есть такая аффирмация "я все делаю верно и правильно, самым лучшим и удобным для меня образом". Сосредоточься и повторяй. У меня так все и выстраивалось - самым лучшим для меня образом ))

_____________
Людмила
Гость_ Мадлен
мне больше помогают молитвы и добрые пожелания! Спасибо!
lv2003
ну тогда еще раз - УДАЧИ! Пусть поездка пройдет легко, свободно и радостно))

_____________
Людмила
Гость_ Мадлен
Спасибо!
Гость_ Мадлен
Спасибо дорогие мои за присланные ежедневники, читаю их теперь в планшете при каждом удобном случае - я очень надеюсь на то, что наконец Бог сделает так, что я по-настоящему пойду по программе
Гость_ Мадлен
Пока что это все, что я успеваю делать. Началась моя работа.... Но я уже верю в то, что Бог устроит для меня все наилучшим образом, и что-то изменится в благоприятную сторону. Уже даже одно то что я участвую в скайпсобраниях и начала читать литуратуру - большой прогресс. Сейчас скачала еще много интересных книг - Мелоди например. И я теперь не боюсь что дочка уехала заграницу и теперь я не считаю, что отсутствие у меня карьеры это плата за успех в других областях. Мне просто нужно лечиться!
lv2003
Гость_ Мадлен
радуюсь за тебя user posted image

_____________
Людмила
Гость_Мадлен
Девушки, какая же классная сегодня была скайп-группа!!!! Просто супер! Я чувствую полное счастье и исцеление.
Гость_Мадлен
Нашла хорошую статью, хотелось поделиться. Это про меня
1. Химическая зависимость и мышление
Употребление психоактивных веществ отрицательно влияет на все сферы психики, в том числе и на мыслительную. В ней происходят следующие изменения: пропадает способность к абстрактному мышлению (способность отвлеченно посмотреть на жизненную проблему, проанализировать не «вваливаясь» в нее); разрушаются способности к логическому мышлению (мышление становится мифологизированным, человек полагается не на логический анализ, а на верования, человек мыслить «лозунгами»; сама логика становится детской); появляется зацикленность (возвращающиеся мысли), мышление становится хаотичным, путанным; взгляды на жизнь становятся ригидными, трудноизменяемыми; характерен переход в фантазии, «диалоги» в голове; повышается склонность к негативному мышлению (видеть во всем больше негатива тупиков) и т.д.

Химически зависимому человеку с таким мышлением практически невозможно прекратить свое употребление, так как из-за нарушений в мышлении он: неспособен увидеть свою проблему, логически проанализировать ее; он переводит проблему зависимости из разряда задачи, которую необходимо решить, в плоскость мифологии; к нему возвращаются навязчивые мысли об употреблении; его взгляды на употребление сложно изменить; вместо решения проблемы он фантазирует о ее решении, а из-за хаоса в голове самого решения он увидеть не способен и др.
Если же употребление удалось прекратить, то все равно, нарушения в мышлении не позволяют человеку полноценно жить трезвой жизнью, получая от нее радость, так как он неспособен решать жизненные задачи, его проблемы накапливаются, неправильное мышление ведет к накоплению стресса и негативных эмоций, понижают самооценку и т.д.
В таком случае «исцеление» мышление является одним из важных направлений выздоровления. У химически зависимого, восстановившего способности к здравому мышлению, уменьшается опасность рецидива и он в большей степени может получать удовлетворение от трезвой жизни.
2. Мыслительный процесс
Мышление – это процесс объективной оценки и анализа ситуации, а также синтеза выводов о ней.
Есть несколько уровней мышления – автоматическое и осознанное. Автоматическое – это когда человек привычно мыслит в соответствии с усвоенными шаблонами. Осознанное мышление – мышление, при котором человек опирается на логику, творчество, объективный анализ и т.д., то есть которое происходит вне зависимости от усвоенных ранее шаблонов.
Процесс мышления можно условно разделить на три этапа: оценки, анализа, синтеза.
Первый этап – предварительная оценка ситуации. На этом этапе происходит сбор объективной информации о ситуации. Основным нарушением на этапе оценки является искажение объективности информации вследствие влияния психологических защит. Так, например, алкоголик или наркоман вследствие действия защиты отрицания может просто не видеть своей проблемы зависимости, и как следствие не начинать ее решать. Поэтому условием восстановления способностей объективно видеть реальность является работа с психологическими защитами.
Второй этап – анализ собранной информации. На этом этапе информация логически анализируется и обрабатывается. Основные нарушения на этом этапе: автоматический анализ на основе шаблонов, отсутствие способностей к логическому мышлению, влияние эмоций на процесс анализа, неспособность к абстрактному восприятию ситуации, и др. Вследствие таких нарушений зависимый неспособен проанализировать проблему зависимости, видит проблему не там, где она есть (к примеру, считает что корень проблемы в употреблении, а не то, что проблема в личности, а употребление является следствием). Поэтому для выздоровления необходимо учиться осознанному творческому мышлению (не основанному на шаблонах), логическому мышлению, разграничивать эмоциональную оценку и рациональный анализ, учиться смотреть на ситуации абстрактно.
Третий этап – синтез решений (выводы). На этом этапе мыслительного процесса на основе проанализированной информации принимаются решения и делаются выводы. Основными нарушениями этого этапа являются: отсутствие способностей к синтезу, влияние мотиваций на процесс синтеза (решаю то, что хочется, а не то, что логически следует) и др. Вследствие этих нарушений зависимый оказывается неспособным принять решение выздоравливать, спланировать свое выздоровление и придерживаться этого плана и корректировать его при необходимости.
3. Ошибки мышления
Ошибки в мышлении – это усвоенные в процессе жизни (чаще всего с детства) неправильные (ошибочные) способы оценки действительности, анализа, синтеза и т.д. Эти ошибки мешают объективно оценивать реальность, делать выводы и приводят к негативным эмоциям, ошибочным действиям, мешают жить.
Долженствования. Оценивание действительности в стиле «Я, другие, ситуация, мир должны…». Когда человек мыслит в таком стиле, он учитывает только один вариант событий, ведь «должно» означает что «не может быть иначе». Однако мир на самом деле многовариантен, и не учитывая в мышлении долженствований эти другие варианты, человек не может на них адекватно реагировать. Это приводит к негативным эмоциям, неправильным действиям, к напряжению и проблемам в жизни. Ярлыки долженствований: «должен, надо, обязан, необходимо и т.д.» Примером долженствования в употреблении может быть: «если мне плохо, я должен употребить», следствием чего является неизбежное употребление. Пример долженствования, мешающего выздоровлению: «У меня должно получиться бросить и так!» Примером долженствования в трезвости может быть: «люди не должны вести себя неправильно», следствием чего является злость и конфликты. Здоровой альтернативой долженствований является мышление в стиле возможностей: «Я, другие, ситуация, мир могут…». В таком мышлении учитываются альтернативные варианты и, как следствие, человек может адекватно реагировать на события, которые идут не так, как ему хочется. «Мне плохо, но при этом я могу и не употреблять, а решить проблемы как-то иначе». «Другие люди могут вести себя неправильно, а я могу на это реагировать адекватно или вообще не реагировать»
Ужастификация. Мышление в стиле «Это ужасно…» приводит к переоценке событий и, как следствие, психологическому напряжению и неправильным действиям. При таком мышлении у человека есть только две градации для оценки: очень плохо (ужасно) или нормально, и нет промежуточных делений. Ярлыки ужастификации: «очень плохо, хреново, невыносимо, слишком тяжело и т.д.» Пример ужастификации в употреблении: «Состояние без употребления ужасно, я не смогу его вынести …», следствием чего является продолжение употребления. Пример ужастификации, мешающей выздоровлению: «Выздоровление слишком тяжело (ужасно)), я не смогу с ним справиться». Пример ужастификации в трезвости: «То, что произошло просто ужасно!», следствием чего является напряженное эмоциональное состояние. Здоровой альтернативой ужастификации является адекватная шкалированая оценка тяжести события, где присутствуют не только две оценки «ужасно-нормально», а и средние значения. «Состояние без употребления сложно, но переносимо». «То, что произошло плохо, но не смертельно».
Сверхобобщения. Когда человек по части ситуации (проблемы, человека и т.д.) делает вывод, что и вся ситуация (проблема, человек и т.д.) обязательно такая, это называется сверхобобщением. Примеры сверхобобщения: если человек поступил плохо, он вообще плохой (по одному поступку делается вывод обо всем человеке), если утро плохое, весь день будет плохим (по части дня вывод обо всем дне), у человека грязные ботинки – значит он неряха (по части одежды в какой-то момент времени делается вывод о черте характера). Пример сверхобобщения в употреблении: «У меня один раз получилось употребить контролировано, значит, я смогу контролировано употреблять». Примеры сверхобобщений, мешающих выздоровлению: «У меня не получается (какая-то) активность выздоровления – значит я плохо выздоравливаю», «Я сорвался – значит у меня не получится выздороветь». Трезвой альтернативой свехобобщению является системное мышление, когда по части ситуации делается вывод только по этой части (не переносится на остальную ситуацию), а обо всей ситуации вывод делается только проанализировав все (или как можно больше) ее части. «Если человек поступил плохо, это не означает ничего больше, чем то, что он в этой ситуации поступил плохо (не обязательно, что он вообще плохой). Какой он в общем, можно судить только узнав его поближе, узнав как он поступает в разных ситуациях». «Если утро плохое, это только означает, что плохое только утро. День может быть и другим».
Черно-белое мышление. Мышление, при котором человек видит только плохое, или только хорошее, и не может увидеть другие части. Следствиями такого мышления являются либо состояния отчаяния, депрессии, когда не видно ничего хорошего, либо наоборот, эйфории, когда игнорируются и не решаются проблемы. Ярлыками такого мышления являются «все», «ничего», «только»: «В трезвости нет ничего хорошего!», «Я употребляю, и у меня все хорошо!». Пример черно-белого мышления, мешающего выздоровлению: «У меня ничего не получается в выздоровлении!», «Только (программа, консультант, группа, высшая сила и т.д.) может мне помочь!», «Мне ничего не сможет помочь!», «У меня уже все хорошо!». Примеры черно-белого мышления в трезвости: «Все плохо!», «Ничего хорошего!», «Все хорошо!», «Ничего плохого!». Зрелая же личность может видеть в любой ситуации как хорошие, так и плохие стороны, находя баланс между ними: «Что-то плохо, но что-то хорошо!»
Негативизм. Склонность замечать только негативные исходы событий. Ярлыками такого мышления является преобладание «не…», «нет…». «У меня не получится!», «Это не выйдет!». Такое мышление приводит к прекращению поиска решений, апатии, бездействию. Примеры негативизма в употреблении: «У меня не получится получаться радость без употребления!», «Я не смогу завязать!». Примеры негативизма в выздоровлении: «У меня не получится выздоравливать!». «Я не понимаю материал!». Альтернативой негативному мышлению является позитивное мышление, направленное на решение проблемы, на поиск выхода, где проблема переформулируется в цель: «Мне следует, желательно…». «Мне следует найти выход!», «Чтобы завязать, мне желательно научится получать радость от трезвой жизни!», «Мне следует учиться выздоравливать!», «Мне лучше спросить у кого-то, что я не понимаю!»
Сверхатрибуция (приписывание причин). Ошибкой этого мышления является то, что человек по какому-то внешнему признаку сразу делает вывод о причине «Он поступил так, потому что…». «Если человек на меня накричал, он ко мне плохо относится!». Примеры сверхатрибуции в употреблении: «Я не могу бросить, потому что я слабовольный!», «Я употребляю, значит, я конченный!». Примеры сверхатрибуции, мешающей выздоровлению: «Я трезв уже месяц, значит я уже выздоровел!», «У меня нет тяги и мыслей об употреблении, значит у меня все нормально». Человек со зрелым мышлением не делает умозаключения о причине на основании одного поступка, а если ему необходимо знать причину, он ее выясняет. «Я не знаю на самом деле, почему человек так поступил». «Тому, что человек на меня накричал, может быть множество объяснений!» «То что у меня нет тяги к употреблению и мыслей о нем, еще ничего не означает!»
4. Нарушения мышления, памяти и потеря ситуационного контроля
Эйфорическая память – эффект, когда зависимого захватывают положительные воспоминания о прошлых позитивных моментах употребления. Временная амнезия – эффект, когда зависимый забывает о негативных последствиях употребления. Оба этих эффекта являются нормального свойства человеческой памяти забывать плохое и помнить хорошее. Однако если человек не будет помнить о негативных последствиях употребления и помнить о хороших, он, скорее всего, начнет употреблять. Профилактики эйфорической памяти и временной амнезии помогает выполнение специальных заданий по анализу прежнего употребления (например, задания 1-го шага в программе «12 Шагов»), истории других выздоравливающих о своих срывах, напоминание себе негативных последствий употребления и т.д.
Помутнение сознания – временное «отключение» способности логически мыслить, вследствие чего человек начинает употреблять (а потом не может объяснить себе, зачем он это сделал). Одержимость – сознанием настолько овладевают мысли об употреблении, что противостоять им нет силы. Профилактике помутнения сознания и одержимости могут помочь: обучение практичному логичному мышлению (например, с помощью дневника самоанализа), выполнение специальных заданий по выявлению и исправлению ошибок мышления, общение с выздоравливающими с большими сроками трезвости.
Вытеснение – забывание всего, что связано с зависимостью и выздоровлением (человек начинает жить как обычный, независимый человек). И также, как и обычный человек, он может начать употреблять, просто забыв, что это опасно. Профилактике вытеснения помогает: напоминание себе о своей зависимости, посещение собраний взаимопомощи, чтение литературы по зависимости и др.
5. Исцеление мышления. Правило «ООО»
Здравым мышлением является мышление: объективное, логичное, без ошибок, разделенное с эмоциями и желаниями, без влияния психологических защит, в котором проявляются способности к анализу, синтезу, абстракциям и т.д.
Исцелению мышления помогают: ведения дневников самоанализа (в котором анализируется мышление и его ошибки), анализ-планирование (действий, дня и т.д.), письменный анализ ситуаций, проблем и т.д., специальные упражнения на развитие практического мышления, чтение специальной литературы и т.д. Также исцелению мышления помогает общение с более «здравомысленными» людьми и «копирование» их способов размышления, взглядов на жизнь и т.д.
В практике для работы с мышлением помогает правило «Осознанность, Ответственность, Оценка». Осознанность – следует остановиться и осознать свое мышление. Ответственность – взять ответственность за свое мышление на себя «Меня никто не заставляет так думать, все мои автоматические мысли являются просто следствием привычек думать подобным способом в подобных ситуациях». Оценка – оценить пользу и вред подобного мышления в данной конкретной ситуации, ошибочность этого мышления, и какое мышление будет наиболее здравым и полезным в данной конкретной ситуации.
6. Задание для самостоятельной работы:
Вспомните, как проявлялись эйфорическая память, временная амнезия, помутнения сознания, одержимость, вытеснение перед началами вашего употребления. Что вам следует предпринимать, чтобы уменьшить вероятность возникновения подобных случаев в будущем?
Вспомните ситуации, в которых проявлялись ошибки мышления. Как следовало бы мыслить более здраво в этих ситуациях.
Какие способы для исцеления своего мышления вы можете предпринимать на сегодняшний день?.
Гость_Мадлен
Не слушается или не слышит?

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными».

ОШИБКА 1.
ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА
Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!
Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

ОШИБКА 2.
ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
«Сними валенки, вымой руки и за стол», - на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.
Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

ОШИБКА 3.
«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ
Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».
Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

ОШИБКА 4.
МНОГОСЛОВНОСТЬ.
«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».
Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

ОШИБКА 5.
КРИК
Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог. – Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».
Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

ОШИБКА 6.
ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.
Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

ОШИБКА 7.
МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ»
Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.
Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

ОШИБКА 8.
ПРОСЬБА-«ОТРИЦАНИЕ»
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

ОШИБКА 9.
ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ
«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог. – “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».
Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

ОШИБКА 10.
НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА
«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова. – Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».
Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог. – Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

НАУЧИ ДРУГОГО!
Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».
Здесь расположена полная версия этой страницы.